Луганская рапсодия
Очерк епископа Скопинского и Шацкого Питирима (Творогова) после очередной гуманитарной поездки в Луганскую Народную Республику и посещения зоны специальной военной операции.
Луганская рапсодия
Часть 1
С чего начать? Пожалуй, с чуда, которое произошло 10-го ноября 2013-го года в кафедральном Свято-Никольском соборе г. Душанбе. Память свт. Димитрия Ростовского. Я произношу проповедь после литургии, в которой касаюсь темы украинского национализма на примере биографии Ростовского Святителя. В молодости Данила Саввич Туптало (именно так звали до монашеского пострига нашего Святителя) был, как мы сейчас бы выразились, ярым русофобом. Но со временем, после назначения его на Ростовскую кафедру, где он, малоросс, узнал ближе простых великороссов и всем сердцем полюбил свою кроткую, терпеливую, трудолюбивую и богобоязненную паству, у него не осталось и следа от былой неприязни к русским. Да и самим великороссам Ростовский Святитель полюбился как яркий проповедник и составитель знаменитых «Житий святых», ставших любимым и самым распространенным чтением на Руси в течение последующих двух веков. А в середине богоборческого 20-го века другой русский святой, выходец с Украины, прп. Лаврентий Черниговский пророчески предупреждал: «Кто будет разделять Россию, Украину и Белоруссию, пойдут в ад!». На этой грозной фразе во время произнесения проповеди в Душанбе произошло землетрясение – пол подо мной заходил, плиты на нем затрещали, люди в страхе закричали. А мне было интересно – я ведь никогда не был свидетелем землетрясения. Под впечатлением я обратился к пастве: «Вот видите, только я произнес слова прп. Лаврентия о том, что разделяющие Россию, Украину и Белоруссию пойдут в ад, как случилось землетрясение!». И тут еще один, более сильный толчок! Здесь я сам уже не на шутку испугался и решил больше не касаться этой опасной темы. Но описание знакового события разместил у себя в соцсетях. На меня тут же налетели украинские тролли с криками, что прп. Лаврентий Черниговский ничего такого не говорил, а эту фразу ему приписали недобросовестные составителя его жития. «Приписали, не приписали, не знаю, - ответил я, - землетрясение было, два раза, причем, у меня целый сонм свидетелей!». Спустя шесть с небольшим лет я этот случай рассказал в Киеве самому Блаженнейшему Онуфрию, когда был приглашен как ректор Московской духовной академии на юбилейные торжества в Киевскую. Кто бы мог еще тогда подумать, что совсем скоро будут гнать и самого Блаженнейшего, и гостеприимного наместника Киево-Печерской Лавры митр. Павла, и первую духовную академию на территории исторической Руси. Как все стремительно меняется в современном безумном мире, одержимым враждой, ненавистью и жаждой наживы.
Начало СВО. Первые два дня – шок! Растерянность от невозможности поверить в происходящее. Тревожные мысли и бессонница. Уныние от бессилия что-либо сделать, страх перед будущим, предчувствие тысяч, десятков, сотен тысяч смертей самых лучших парней, зрелых мужчин, мирного населения, ни в чем не повинных детей и стариков, чья жизнь и так была преисполнена скорбей и лишений. С такими мрачными и тревожными мыслями на третий день я прибыл на свою малую родину в Сергиев Посад. По обыкновению, первым делом поспешил к раке мощей прп. Сергия Радонежского. В Троицком соборе пели акафист Преподобному. У меня один безмолвный истошный вопль к нему: «Отче Сергие, вразуми, что происходит, как ко всему этому относиться?!». В то время как я приложился к открытым мощам святого, звучали слова 12-го икоса из акафиста: "Даруй победу на враги, яко царю Константину на Максентия, яко Давиду на Голиафа; державу нашу укрепи, Церковь Свою Святую от распрей и расколов незыблему сохрани!". Вот и ответ! На душе стало спокойно, а в сердце вселилась уверенность, что все происходящее – это Божие посещение для спасения родного Отечества нашего. С тех пор этими словами из акафиста я и молюсь о победе русского воинства, укреплении Российской Державы и сохранении Православной Церкви от распрей и расколов.
Однако, быстрой победы не случилось. Военная спецоперация растянулась на мучительные месяцы разочарований, тревог, скорбей и невосполнимых потерь. И за этот год с небольшим выявилось столько острейших проблем в армии, в общественной жизни, прежде всего, в ее культурной и воспитательной сферах. Все прогнило до основания! Военное управление в условиях реальных боевых действий оказалось совершенно провальным, мобилизация позорной. На фоне трагических новостей о потерях и неудачах на фронте – на телеэкранах, в театрах и на концертах страны беснование, гнусные извращения, смех и хохот клоунов и скоморохов. Как будто ничего не изменилось, и Россия продолжает жить в атмосфере гниющего, смердящего постмодерна, навязанного ей кураторами и грантодателями Западного Либерального Общества Вурдалаков, Одержимых, Нацистов, Извращенцев Евромайдана – аббр. ЗЛОВОНИЕ. Зловоние это распространилось по всему миру, своим смрадным, губительным дыханием отравило души людей на всех континентах, но больше всех досталось жителям несчастной Украины, которые в каком-то наркотическом самоубийственном экстазе всей грудью вдыхают в себя испарения этого разлагающегося трупа западной цивилизации. Провинциальный комплекс племени, находящегося всегда на задворках соперничающих империй, выработал у малороссов маниакальное стремление устраивать свою жизнь не у себя дома, а в крупных мегаполисах с чуждой им культурой и обычаями, где их «колядки» и «вышиванки» воспринимаются как дешевый фольклор, а сало и борщи – как меню для читмила.
С другой стороны, нельзя не отметить и позитивные процессы, затронувшие самые широкие слои российского общества. Это волонтерское движение, охватившее неравнодушных, горячо любящих свою Родину россиян всех национальностей и возрастов. СВО привела в движение дремлющие здоровые силы. Дети пишут письма бойцам, защищающих их. Бабушки вяжут носки и свитера терпящим холод в сырых землянках воинам. Волонтеры изготавливают окопные свечи, плетут маскировочные сети, массово жертвуют средства на помощь фронту. Такого не было со времен Великой Отечественной Войны. Глубинное народное чутье безошибочно уловило чрезвычайную важность наступившего исторического момента, когда на чаше весов оказалось будущее страны и всего мира. Самые ревностные и неравнодушные лично привозят гуманитарную и военную помощь в зону боевых действий. Священники окормляют раненых воинов в госпиталях и бойцов на передовой. Вот этим опытом общения с защитниками нашего Отечества мне и хотелось бы поделиться.
Первая поездка в Луганск. Последние дни декабря. Перед отправкой решил послушать по ЗУМу лекцию специалиста по посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР). Женщина-психолог долго убеждала, что общение с людьми, страдающими ПТСР, должно быть крайне деликатным: нельзя смотреть на них сверху вниз; то ли можно, то ли нельзя, не помню, брать их за руку; не поучать – и еще много всяких «не». Специалист рассказала, что ее пациенты иногда начинали кричать, плакать и даже драться, когда их удавалось вывести из замкнутого состояния. И это считалось удачей! Также лектор поделилась страшной статистикой: 53% американцев, воевавших во Вьетнаме и вернувшихся домой живыми, закончили потом свою жизнь самоубийством. Вот каковы страшные последствия перенесенной психической травмы! Сама психолог призналась, что после «исповедей» ее пациентов, рассказывавших, как они живьем закапывали людей, у нее самой возникло психическое расстройство. Вот с такими «напутствиями» мы первый раз зашли в больничную палату в вагнеровцам. Мы – это один епископ, один священник, один диакон и один мирянин – вся полнота Церкви, представленная в единичном экземпляре своих членов. Все страхи по поводу того, что не так посмотришь, не туда встанешь или сядешь, не то скажешь или не той рукой прикоснешься к раненым, тут же улетучились, как мы их увидели. С первых же импровизированных слов, взглядов, жестов стало происходить что-то непередаваемое, что мы не сразу поняли, но тут же поддались этой волне, которая подхватила и понесла нас куда-то ввысь, к солнцу, к звездам, к Богу. Шесть-восемь-десять часов врачующих исповедей, потрясающих рассказов о своей жизни «до» и «после», наших проповедей и частных бесед, после Таинств Крещения и Причащения Тела и Крови Христовых, после помазаний святым маслом и окропления святой водой и христиан, и не христиан, раздачи детских писем, молитвословов, иконочек, крестиков, поясов «Живый в помощи» - после всего этого брачного пира мы возвращались в свою убогую двухкомнатную съемную квартиру, все пропахшие табачным дымом, кровью и лекарствами, очень уставшими, но не просто с чувством исполненного долга, а переживанием какой-то великой тайны, свидетелями которой мы оказались. Мои спутники спрашивали меня: «Владыка, а почему у нас такое чувство, будто бы побывали на Святой горе Афон и общались со святыми, а не с бывшими преступниками в прокуренных больничных палатах?». Сначала я не нашелся, что ответить, хотя сам переживал подобные чувства. Ответ пришел по дороге домой: эти бойцы, пройдя через ад, став свидетелями сотен смертей своих товарищей, сами чудом выжившие, перешли грань между жизнью и смертью и обрели рай в своем измученном страхом, страданиями и болью сердце. И отблески этого рая мы видели в их глазах, как в глазах святых подвижников – отсюда и сходство ощущений при общении с афонскими старцами и выжившими в аду воинами. Эти благоразумные разбойники как одна семья! Они могли громко каяться в своих прошлых грехах, не стесняясь соседей по больничной койке, таких же бывших преступников. И для нас эти, еще недавно совсем незнакомые люди, становились роднее и ближе самых дорогих друзей и родных. На сакральном уровне мы ощущали себя одним телом и одной душой. Мы поняли, почему сами воины, едва оправившись от ранений, опять стремятся на передовую, в этот ад на земле – потому что там, над этой пропастью, отверсты райские двери. И сами мы, увидев в глазах раненых бойцов рай, никогда не забудем этот свет и снова и снова будем возвращаться в прокуренные палаты госпиталей, как олень на водные источники, как паломники на святые места, чтобы увидеть нетварный свет в глазах тех, кто созерцает Бога в сиянии Его славы.
Но если рай неописуем никаким человеческим языком, то ад весьма конкретен и изобразим. Его инфернальные энергии прорываются сквозь метафизические черные дыры вселенной, порождаемые грехами и преступлениями рода человеческого. Когда концентрация ненависти, лжи, лукавства, похоти и предательства достигает апогея, зло вырывается из своих инфернальных глубин и на земле наступает ад. Бойцы нам поведали не одну историю, какие круги ада им пришлось пройти. Сами они уже не грешат даже мыслями – когда идет бой, не до этого. Только черные, скверные слова вырываются в стрессовых ситуациях. Грешат в тылу – да так, как будто никакой войны нет и в помине. Даже еще больше стараются опаскудиться все эти расхитили бюджетных денег, ополоумевшие от гонораров артисты и режиссеры, да и весь мелкий офисный планктон, привыкший в столицах и крупных городах гарантированно получать щедрые подачки с барского плеча нуворишей. Ешь, пей, веселись, ибо завтра умрем! Все это уже тысячи раз повторялось в истории глупого человеческого рода. И ведь на самом деле умрут и уже во всю умирают как в/на Украине, так и в России. А зверства украинских нацистов не уступают по своей жестокости фашистским. Наши воины свидетельствуют, что видели замученных до смерти российских бойцов с содранными лицами, с просунутой через железную трубку в задний проход колючей проволокой. И всех этих садистов и маньяков поддерживает и защищает «просвещенный» западный мир. Нынешние херои предстают на страницах и экранах западных СМИ защитниками демократии, свободы и европейских ценностей. Такого позора Европа не знала со времен нацисткой Германии. Кстати, немцы – самый честный из всех европейских народов. Поэтому именно они воплотили в жизнь ту государственную модель, которую прочие западные колонизаторы не осмеливались так явно демонстрировать, хотя по сути своей нацистская идеология им наиболее сродна, она явилась логическим завершением всех их преступлений и зверств. Ну а в украинском изводе фашистская белокурая бестия престает скачущим, зигующим бандеровским оборотнем. Конец у них один – страшная участь Вавилонской блудницы, красочно описанная в 17-й и 18-й главах Откровения святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Мы же, пользуясь свободой выбранного жанра, предложим свою поэтическую интерпретацию пророческих строк Апокалипсиса.
Ты сидишь Вавилонской блудницей,
Упиваясь величием своим.
Мира падшего злая царица,
Небом проклятый херувим.
Ты воссела на звере багряном,
Преисполненном хульных имен.
И вином твоим яростно-пьяным
Блудный мир до краев напоен.
Облачилась в порфиру и виссон,
Жемчугов, самоцветов не счесть.
Образ лживый твой золотом писан,
Так что сути его не прочесть.
Мать блудницам и всем земным сквернам,
Опьяненная кровью святых,
Ненавидящая правоверных,
Соблазняющая молодых.
Полный грязью и мерзостью блудной
Золотой драгоценный потир
Ты кощунственно и бесстудно
Демонстрируешь на весь мир.
В смрадной похоти утопила
Ты обманутый, жалкий мир,
И с собою над ним воцарила
В ад низвергнутый Богом кумир.
Под свой флаг полосато-звездный
Собираешь полки чужих,
Чуждых Богу наследников бездны,
Слуг антихристовых своих.
И кружатся, и воют, и скачут
Под шаманские ритмы твои,
Проклинают, хохочут и плачут
Черти, ведьмы и упыри.
Для князей озверевшего века
Держишь ада отверстыми двери.
И уже самого человека
Растлеваешь по образу зверя.
Говоришь в гордом самообмане:
«Я царица, а не вдова,
Ни земное, ни адское пламя
Не страшны мне, пока я жива.
А живая буду я вечно,
Исполняясь энергией зла,
Все, что в людях еще человечно,
Мною выжжено будет дотла!».
Но на пике твоей гордыни,
На вершине бесстыдной славы,
Грозный Ангел тебя низринет,
Покарает! О, Боже правый!
В один день лютейшие казни
На тебя обрушатся разом:
Мор один другого заразней,
Глада цепкие метастазы.
Все спалит в тебе беспощадно
Пламень грозного Божьего гнева.
Ужас смерти ты сеяла жадно -
Возвратится тебе вдвойне он.
И восплачут и возрыдают
Блудодействовавшие с тобою,
Издали смотря, как пылает
Град великий с плачевной судьбою.
Сколько славилась ты и гордилась,
Столько примешь мучений и горя,
Чтоб на веки веков истребилось
Твое имя в небесном просторе!
Часть 2
Строители новой Вавилонской башни с одержимостью бесноватых приближают свою собственную гибель. Бросая вызов Богу, они каждый раз забывают, что прилетит ответка. Не сразу, а именно тогда, когда не ждешь, когда выявится все зло, чтобы его удобнее было уничтожить на время и дать еще один шанс человечеству очиститься от проказы неверия. Именно неверие и маловерие, по свидетельству двух недавно почивших подвижников благочестия архм. Иоанна (Крестьянкина) и протоиер. Николая Гурьянова, являются главными недугами современного мира. За год, пока идет СВО, молящихся в русских православных храмах не прибавилось. Мужчин как не было, так и нет на Трапезе Господней. Зато мечети по пятницам во время соборной молитвы переполнены молящимися мужского пола. Мусульмане гордятся своей верой, не упуская возможности свидетельствовать горячую приверженность исламу. А русские мужики будут обличаемы словами Спасителя: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк.8:38). Вот поэтому и СВО попустил Господь! Идут новобранцы в бой с матюками, а возвращаются с молитвой. «В окопах неверующих нет», - говорят они в один голос. Как-то раз мне привелось служить молебен о даровании победы и благословении на бой воинов на одном из полигонов. Было больше 300 бойцов. После молебна я обратился к воинам с горячим призывом защитить свои жизни духовным оружием – молитвой, и стараться избегать сквернословия, которое лишает их молитвенного щита и пули и снаряды летят в них. Только я попрощался с бойцами, благословив и окропив святой водой, как их командиры стали перестраивать колонны, покрывая отборным матом подчиненных. И к кому я, собственно, обращался? А вот уже в госпиталях раненые воины сами нам рассказывали, как молитва не раз спасала их от смерти и как даже мысленная матерная брань лишала их защиты, и они получали ранения. Один боец, до того, как попал в тюрьму, жил какое-то время в монастыре. Знал все молитвы и правила монастырской жизни. Оказавшись на передовой, он по весь голос кричал тропарь Божией Матери: «Богородица Дево, радуйся!» - и много раз один выходил живым из штурма, уносившего жизни всех остальных бойцов. После выписки из госпиталя он собирается уйти в монастырь и посвятить Богу оставшиеся дни своей жизни. Запомнился еще один «благоразумный разбойник». Этот был командиром, очень смелым, даже дерзким. Воевал бесстрашно, учил новое пополнение всем тонкостям боевого искусства, требовал беспрекословного послушания как непременного условия сохранения жизни. Малейшее своеволие во время боя оборачивается трагедией. Сколько его бойцов погибло по глупости, нарушая строгие правила, которыми командир ограждал их от пуль и снарядов. Сам он подорвался на мине и лишился ноги. Этот суровый воин так искренне доверился мне, что пришлось уделить ему гораздо больше времени, чем обычно. На моих глазах происходило чудо воскрешения человеческой души. Обильная благодать наполнила сердце этого героя такими чувствами, что сам он буквально утонул в этом море Божественной любви. Он и плакал, и смеялся, и шутил, и ни на наш не отходил от меня, прыгая на одной ноге на костылях за мной по другим этажам. И подобных случаев было много и у меня, и у других священников, с которыми мы посещали госпитали. Один боец слушал мою проповедь с несколько насмешливым видом. Так же иронично согласился исповедоваться священнику, который зашел в его палату. Потом этот священник рассказывал, что после разрешительной молитвы боец минуты две не мог встать с колен, а батюшке было неловко его торопить. А когда тот поднялся, все лицо его было залито слезами.
Истории, рассказанные бойцами, достойны войти в сокровищницу военной героической хроники. Причем, сами рассказчики – простые мужики, которые никак уж не причисляют себя к героям. Один парень вытащил из окопа раненого товарища и под обстрелом стал эвакуировать в безопасное место, чтобы передать его военным врачам. И тут над ними повисла «птичка». Раненый боец просил своего друга бросить его и спасать свою жизнь, иначе их обоих убьют. Но друг категорически был против. Он снял с себя и с раненого бронежилеты, чтобы легче было бежать от преследования, и налегке добрался до своих, получив легкое ранение от взрыва сброшенной с дрона гранаты. Потом, уже в госпитале, они встретились и очень обрадовались, что живы! Взаимовыручка помогает бойцам не погибнуть. Известный слоган «своих не бросаем» — это не просто девиз, а формула выживания в условиях, где проявляется все – трусость и героизм, жертвенность и себялюбие, мстительность и милосердие, ненависть и любовь. И что самое удивительное – благородные поступки совершают те, кто всю жизнь подличал, воровал, обманывал, разбойничал и даже убивал. Какое перерождение происходит с этими бывшими преступниками на войне, которая одних преображает до Богоподобия, а других расчеловечивает до образа зверя и уподобляет демону. Все они пошли на войну, заключив контракт с ЧВК «Вагнер», для того чтобы вернуть себе человеческое достоинство. Чтобы дети не стыдились отца, а гордились им. Никто не хочет возвращаться в преступную среду, к прошлым ошибкам. И большинство из них погибает на поле брани, полагая души за своих боевых товарищей, искупая прошлую вину, смывая кровью позор греховной жизни и получая от Бога прощение и пропуск в рай.
Опять же, пользуясь свободой выбранного мною жанра рапсодии, где позволительно совмещать прозу и поэзию, реальность и сон, документальную хронику и притчу, хочу поделиться с читателями одним сном, который приснился бойцу перед отправкой в зону боевых действий. Видит он поле, усеянное мертвыми воинами, а рядом с ними золотые кресты. Посреди поля стоит Сам Христос. Боец потянулся за одним из крестов, но Спаситель остановил его: «Это не твое. Это кресты святых, а ты еще грешник».
В первые наши посещения госпиталей с ранеными мы были потрясены их реакцией на детские письма. Казалось, чем их могли утешить эти безыскусные короткие послания с пожеланиями вернуться домой с победой живыми и здоровыми? Но бойцы разбирали эти раскрашенные детскими рисунками конвертики как дорогие святыни. В офтальмологическом отделении наш священник после исповеди дал одному бойцу детское письмо. Раненый взял его обеими руками и крепко-крепко держит, но не читает. И только тут батюшка увидел, что у воина выжжены оба глаза. Священник с трепетом вопрошает: «Ты не можешь сам прочитать?». А боец очень спокойно, даже с каким-то внутренним достоинством отвечает ему: «Ничего, батюшка, не беспокойтесь, мне мой товарищ прочтет». Подошел товарищ с одним уцелевшим глазом и прочел такое нужное в этот момент детское послание. Удивительное дело – раненые бойцы, у которых нет рук, ног, выжжены глаза, даже часть головы у одного была скошена снарядом – они нас утешали и подбадривали, видя нашу первоначальную растерянность и беспомощность.
Еще один примечательный случай с письмами от детей. Один мусульманин так растрогался, когда прочитал письмо, что со слезами на глазах воскликнул: «Кто написал это?» Ему ответили: «Дети из-под Рязани». Тогда он пафосно, по-восточному обратился к нам: «Прошу вас, соберите всех этих детей, крепко-крепко обнимите их и поднимите к небу!». И пока мы занимались своими пастырскими делами, он написал ответ авторам писем. Ответ этот получился далеко не детским. В нем звучала тревога о том, что в тылу много несправедливости, обмана и лжи. Раненый воин призывал детей собираться вместе для борьбы с этим внутренним злом, сопротивляться ему всеми законными способами, ни в коем случае не мириться с ним. Этот интуитивный посыл раскрыл психологическое состояние наших воинов, которые должны знать, за что они отдают свои жизни – за будущее этих детей, за справедливый мир без коррупции, разврата, насилия и лжи. И эти дети, в отличие от предыдущих двух-трех поколений, должны воспитаться на примере нынешних героев, кровавой ценой заплативших за мирное небо над Россией. Ведь до последнего времени наши дети возрастали, видя перед собой только отрицательные примеры для подражания: бандитов и путан из 1990-х, дельцов и их шутов из 2000-х и нынешних продажных воров-чиновников и барыг-коррупционеров. Отравленная всеми этими ядовитыми соками Россия с началом СВО изблевала из себя эту дрянь, но еще не до конца. Поэтому и победа никак не наступит, пока еще болеет Россия, пока гнилостные бактерии еще отравляют ее изнутри. Но когда проснувшийся народный иммунитет поборет все те болезни, которые она подхватила, прелюбодействуя с развратной Вавилонской блудницей, вот тогда и придет Победа, а с ней наступит и духовный расцвет.
После первых поездок в ЛНР, когда мы увидели жуткие картины разрушенных городов – Северодонецк, Лисичанск, Рубежное – под впечатлением от услышанных историй о том, как тут шли бои, начиная с 2014-го года, я сочинил стихотворение под названием «Реки». Перед глазами у меня долго еще стояла картина с разбитыми мостами над Северским Донцом, воды которого стали свидетелями страшных боев и человеческих трагедий.
Что за реки в раю текли –
Гихон и Фисон, Тигр и Евфрат.
Воды их чисты и легки,
А меж ними цвел райский сад.
Что за реки в аду текут –
Мрачный Стикс и печальная Лета.
В темный тартар души влекут –
Тени там от огня, не от света.
А земные реки бегут
То ли в рай, то ли в самый ад.
Свято тайну они берегут,
Что никто не придет назад.
Когда шел Батый на Рязань
Со своей ордою свирепой,
Разыгралась в небе гроза,
Русской кровью наполнив реку.
И своей ключевой водою
Заживляла скоро раны она.
Именованная молвою
С незапамятных времен Рановой.
И без малого восемь веков
С тех трагических дней миновало.
Только с западных уж берегов
Иго новое ратью восстало.
Снова вспенились реки земные,
Человеческой кровью кипя.
И безмолвствуют позывные:
Гиви, Сокол, Воха, Заря.
То ли в тот, то ли в этот конец –
То ли в рай, то ли прямо в ад –
Течет Северский тот Донец,
Став могилой для сотен солдат.
Тех, которых секли автоматами,
Да с моста побросали в реку.
А вдогонку еще и гранатами,
Чтоб не выжил никто калекой.
И несут свои вещие воды
Вдоль кладбищенских берегов
Под небесным ангельским сводом
Реки, милующие врагов.
Все следующие поездки в ЛНР были похожи одна на другую – те же чувтвования, усталость, укрепляемая благодатью, те же незабываемые встречи, судьбы, рассказы. Особо хочется поведать о знакомстве с удивительными людьми, чьими трудами и скорбями выстоял Донбасс все эти годы, начиная с 2014-го. Брат и сестра с позывными Князь и Ёлка. Он возглавляет народную милицию в Луганске, ловит бандитов, террористов, шпионов. Позывной очень ему подходит – высокий, улыбчивый, сильный, благородный. Она помогает во всем своему брату – собирает и развозит гуманитарку по воинским подразделениям, координирует работу волонтеров, в том числе и нас, священнослужителей, чтобы направить туда, где мы больше всего нужны. В начале 2019-го года ее, по доносу одного стукача, арестовали вместе с несколькими родственниками, чтобы отомстить Князю. Осудили за сепаратизм. В тюрьме почти в течение года ее жестоко избивали, переломали ребра, все, кроме одного, выбили все зубы, лицо превратили в месиво. Причем, били сами луганчане. Когда из Киева приехали представители спецслужб, даже они ужаснулись зверствам местных карателей – отмолотили их самих со словами: «Вы шо, уроды, наделали! Если Князь это увидит, он вас всех тут разнесет в пыль!». А Князь страшно переживал за сестру, которая каждый день молилась Богу, чтобы уже умереть, не в силах дальше терпеть эти пытки. Ее несколько раз обещали обменять, однажды даже посадили в автобус и показали по видео, но к месту обмена автобус прибыл без Ёлки. Брат предлагал себя в обмен на сестру. Но даже это не срабатывало. И все-таки к концу года ее чудом удалось вытащить из укропского ада. И удивительное дело – страдания и боль настолько очистили и укрепили эти благородные сердца, что общение с ними всякий раз становится праздником для души. Они пережили все – и потерю жилья и имущества, утрату близких и друзей, лишения, душевные муки и физическую боль от ранений и пыток. Но при этом не ожесточились, а, наоборот, обрели покой и душевный мир. Ёлка как-то призналась, что ей ничего уже не страшно. Пусть снова отбирают все: дом, имущество, работу – все это ничего не значит и не надо ни за что цепляться. Говорила она это со властью, на своем личном опыте убедившись в истинности сказанных ею слов.
Незабываемые встречи с удивительными людьми – то, что заставляет нас снова и снова возвращаться на многострадальную Луганскую землю. Характерная особенность СВО – это сокрытие имен ее участников под позывными. География мест, где мы бываем, тоже законспирирована. Почти что как в русских сказках: «В некотором царстве, в некотором государстве». Так вот в некотором городе, сильно пострадавшем от обстрелов, в одном из госпиталей мы встретили потрясающего майора-начмеда с позывным Мох. Сам он из Питера, глубоко верующий церковный человек. Когда мы привезли медицинское оборудование в его госпиталь, он готовился лететь на вертолете за ранеными в зону боевых действий, которая отстояла от госпиталя на расстоянии всего в несколько километров. Он так обрадовался нашему приезду, что не знал, куда бы нас лучше усадить и что в первую очередь показать. И времени-то для общения с нами у него совсем не было, но за эти несколько минут, он сумел так много передать нам света и любви своего сердца, что встреча эта запомнилась на всю жизнь.
Со всего нашего бескрайнего Отечества самые лучшие, отзывчивые, смелые, открытые, щедрые, жертвенные и бескорыстные люди собрались на небольшом пятачке с позывным ЛДНР для того, чтобы образовать закваску будущей Великой России, вновь терпящей муки рождения – в крови, в боли, в страданиях искупающей вину своих предков, не сохранивших Святую Русь, свои собственные грехи преступных девяностых, постыдных нулевых, коррупционных десятых, которые зловещим образом, закономерно привели к кровавым двадцатым. Пламень войны сожжет все то богомерзкое, что накопилось за время безбожия и теплохладности, очистив и выковав, как злато в горниле, истинных филадельфийцев, которым в «Откровении» св. Иоанна Богослова даны Господом самые лучшие похвалы и обетования:
«И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит: знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, — вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое» (Откр.3.7-12).
Св. прав. Иоанн Кронштадтский на заре кровавых событий двадцатого века писал: "Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая - по старому образцу, крепкая своей верою во Христа Бога и Святую Троицу - и будет по завету князя Владимира, – как единая Церковь". Эти слова Кронштадтского пастыря сбываются на наших глазах. В удивительное время мы живем – время исполнения древних и новых пророчеств, библейское по масштабам происходящих в нем событий. Страшное и славное, трагическое и спасительное, преисполненное подвигами и предательством, невероятно коварное и срывающее все лукавые маски и лживые покровы. Сто лет назад было такое же смятение, массовое помешательство, ставшее следствием богоотступничества. Св. Прав. Иоанн Кронx штадтский безошибочно поставил диагноз тогдашней болезни и прописал горькое, но спасительное лекарство:
«Русский народ и другие населяющие Россию племена глубоко развращены, горнило искушений и бедствий для всех необходимо и Господь, не хотящий никому погибнуть, всех пережигает в этом горниле. Но не бойтесь и не страшитесь, братия, пусть крамольники-сатанисты на минуту утешатся своими адскими успехами: суд им от Бога не коснит и погибель из не дремлет (2Петр. 2.3). Десница Господня найдет всех ненавидящих нас и отомстит за нас праведно. Не будем поэтому предаваться унынию, видя все ныне происходящее в мире…».
Как актуально звучат сегодня слова нашего всероссийского пастыря. Сколько ужасных скорбей пережили новомученики и исповедники прошлого века. Своим терпением, стойкостью и верностью они написали одну из самых славных страниц в истории Русской Православной Церкви и Государства Российского. Так действует Бог, обращая даже самое укоренившееся и человеческими силами непобедимое зло в торжество добра, правды и истины. Такая же судьба и у нынешних «немощных дерзостей» коллективного Запада, в очередной раз вынесшего России смертный приговор. Вот только на Божием суде истец и ответчик поменяются местами. И Божий приговор, когда он уже вынесен, во-первых, неотвратим, а во-вторых, не подлежит обжалованию. В этой связи расскажу еще один знаковый сон, в притчевой форме раскрывающий финал нынешней трагедии. И этой трогательной, афористической картиной завершу свое повествование.
Три путника идут по старому кованному черному мосту, дугой перекинутому через реку. Двое идут вплотную один за другим – это США, а за ней Украина. Третий – Россия – на расстоянии, сзади их. Когда первый достигает высшей точки дуги, он стремительно бросается с моста в реку. Второй так же быстро следует за ним. Третий путник спокойно подходит в перилам и смотрит, как самоубийцы какое-то еще время барахтаются в глубоких водах, а затем оба идут ко дну. Крайний путник спускается к берегу реки посмотреть, не выплывет ли кто. И, о, чудо! Украина выбирается на берег: вся мокрая, тощая, исстрадавшаяся, несчастная – но родная-преродная! И тут Россия и Украина обнимаются крепко-крепко – навеки, неразлучно и нераздельно! Но какая же она стала худая – одни кости торчат через мокрый подрясник. Ну да – выбралась она из пучины в сером мокром подряснике, как повествует рассказчик, которому приснился сон. А подрясник – это одеяние, которое Сама Богородица дает Своим избранникам. А Америка утонула!
12.05.2023г.