Проповедь епископа Питирима по сказке «Щелкунчик и Мышиный король»

.

Проповедь епископа Скопинского и Шацкого Питирима в день праздника Собор Пресвятой Богородицы в Кирилло-Мефодиевском храме при Духовно-Просветительском центре Скопинской епархии.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие дети и взрослые, мы с вами продолжаем праздновать светлое Христово Рождество – самый долгожданный день в истории человеческого рода. Поздравляю вас с этим радостным праздником и хочу предложить вашему вниманию одну, хорошо знакомую вам, рождественскую сказку – «Щелкунчик и Мышиный король». Автором ее является немецкий писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман. А наш замечательный русский композитор Петр Ильич Чайковский написал к этой сказке волшебную музыку для балета. Вы все ее много раз слышали в рождественские дни. А сейчас мы с вами попробуем вникнуть в духовный смысл этой сказки.

Необыкновенные события начинаются в рождественский сочельник. Это волнительное время подготовки к празднику с украшением елки, ожиданием подарков и рождественского чуда. Главная героиня – семилетняя девочка Мари, у которой очень доброе сердце и смелый характер несмотря на то, что как девочка она много чего боится – мышей, например. И именно мыши во главе с мышиным семиглавым королем становятся ее главными врагами в этой сказке. А бесстрашным борцом с мышиным царством оказывается Щелкунчик – заколдованный королевой Мышильдой юноша, превращенный ею в деревянную игрушку с безобразной нижней челюстью и страшными зубами, которыми можно щелкать орехи – отсюда и имя игрушки Щелкунчик. Я не стану пересказывать вам все содержание сказки. Обращу только внимание на главных героев, через которых нам и открываются самые важные идеи сказки. И смысловой стержень, вокруг которого строится канва повествования, содержит в себе главную идею – это относительная ценность физической красоты и абсолютная ценность душевной доброты и милосердия. Можно быть красивым и добрым, как маленькая Мари. Можно быть внешне безобразным, а внутренне мужественным и жертвенным, как Щелкунчик. Можно быть красивым, но злым, как принцесса Пирлипат, черствое сердце которой даже опыт пребывания в образе страшилища не умягчил. А можно быть отвратительными и жестокими, как обитатели мышиного королевства Мышляндии. 

Раскрывая духовный смысл сказки, обратимся к поучению святителя Василия Великого, который в Толковании на псалмы, размышляя о красоте и добродетели, задается вопросом: чем является красота? - добродетелью созерцательной, т.е. духовной и спасительной, или добродетелью несозерцательной. И отвечая на этот вопрос, святитель Василий Великий перечисляет четыре главные добродетели, которые он называет созерцательными, возводящими к духовной высоте. К этим четырём созерцательным добродетелям относятся мужество, справедливость, разумение и целомудрие. Мужество – это преодоление страха и боязливости; справедливость – это жажда правды и неприятие лжи; разумение – это мудрость и рассудительность; целомудрие – это чистота мыслей, желаний и поступков. Все эти четыре добродетели объединяет в себе и питает собой высшая добродетель любви. Но помимо созерцательных добродетелей есть и добродетели несозерцательные — это красота и сила. Окружающий нас мир прекрасен, но эта красота является земной. Физической красотой нередко обладают очень злые и неблагодарные люди, такие, например, как принцесса Пирлипат. А физической силой часто наделены злодеи. Прекрасно, когда и красота, и доброта соединяются в одном человеке, как у Мари. Нестрашно, если физической силой обладают некрасивые, но добрые и смелые, такие как Щелкунчик. В сказке его прекрасная душа и добрые поступки возвращают ему и физическую красоту. Именно так будет в раю со всеми, кто, несмотря на телесные недостатки, пронес через свою земную жизнь любовь и благодарность к Богу и терпение и милосердие к людям. Всеми четырьмя созерцательными добродетелями - мужеством, справедливостью, разумением и целомудрием обладали Мари и Щелкунчик. Поэтому они оказались родственными душами. Мари сумела разглядеть за внешним безобразием Щелкунчика его благородную душу, и сначала пожалела, а затем и полюбила его. И ее сострадательная любовь совершает чудо – злые чары рассеиваются, и некрасивая деревянная игрушка становится прекрасным принцем. Такой финал напоминает нам другую сказку – Пиннокио, о которой мы тоже обязательно поговорим в другой раз.

А заканчивая рассуждения о Щелкунчике, сделаем вывод, что созерцать мы должны не земное, а небесное, не земную красоту, а Бога, Который отражается только в чистых, добрых и мужественных сердцах. Аминь!