«Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла святым Твоим омофором!»
В Русской Православной Церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы является одним из великих Праздников и имеет широкое почитание в душах людей. 14 октября в многочисленных Покровских храмах России служились и служатся праздничные службы. Из века в век вспоминает Святая Русь дивное видение, бывшее Андрею юродивому и его ученику Епифанию во Влахернском храме. И верит Святая Русь, что распростерт над нею чудесный покров Богородицы, чему веками давались всё новые подтверждения.
Многое, очень многое изменилось в нашей России за века и особенно за ушедшее ХХ столетие. Но и сегодня, в начале XXI века, остановитесь в молитве перед образом Покрова Богородицы — он есть в любом храме.
По слову епископа Скопинского и Шацкого Матфея: «город Скопин покрыт омофором Пресвятой Богородицы», поскольку в дореволюционное время град освещал сиянием крестов один из древних храмов нашего края – Покровский.
Так пишет Иоанн Васильевич Добролюбов в своем труде «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» (Зарайск, 1884 – 1891):
«Покровская церковь, как видно из списка Ряжских писцовых книг 137 и 139 г., первоначально именовалась Никольскою, под каковым именем она и доселе известна в народе, и – вместе с Воскресенскою и Пятницкою – принадлежит к числу древнейших по времени своего основания церквей в городе.
<...>
В Ряжских переписных книгах 154 (1646) г. в г. Скопине показано крестьянских дворов 152 и бобыльских 137. По окладн. кн. 1676 г. в приходе Никольской церкви значится: «двор съезжей избы подьячего, двенадцать дворов посадских людей, пятьдесят дворов стрелецких, семьдесят три двора крестьянских, осмнадцать дворов бобыльских и всего 168 дворов».
По окладу 1676 г. с Никольской церкви дани, вместо 3 руб. 1 алт. 1 деньги, положено было три рубля один алтын две деньги. «В 206 (1698) году июня в 8 день, - как замечено в окладн. кн., - по указу преосвященнейшего митрополита и по досмотру старосты попа Иосифа да Симено Клементьева и по сказке то же Никольской церкви попов Григория и Павла, сия Никольская церковь данью вновь облажена, а по окладу ныне у той церкви: два двора поповых, двор дьяконов, дьячков, просвирницын да в приходе к той церкви: три двор подьячих, тридцать один двор посацких людей, три солдацких, сто один двор крестьянских, тридцать три двора бобыльских, двор стремянного конюха, двор стадного прикащика, десять дворов конюхов, всего 248 дворов да к прежним сенным покосам к той церкви прибыло сенных покосов семьдесят копен с прежними по писцовым книгам сто копен. Дани с прежней земли и с покосов и с приходу по новому окладу положено на год иметь четыре рубли тритцеть два алтына с деньгою. И перед окладом 184 (1676) году дани с той Никольской церкви прибыло рубль шеснатцеть алтын пять денег».
Под 1734 г. при Никольской церкви числится только 97 приходских дворов; такое сокращение в числе дворов произошло вследствие построения в начале XVIII ст. новых церквей, приходы к которым образовались из дворов, принадлежавших прежде к церкви Пятницкой и Никольской.
В описи г. Скопина 1728 г. при Никольской церкви упоминается и другая церковь – Покровская, бывшая вероятно придельною, которая описывается так: «Церковь Николая Чудотворца, а в ней на святом престоле одеяние бумажное выбойчатое, на престоле пелена камчатая, евангелие с евангелистами серебренными, позлащенными, ковчег оловянный, на жертвеннике сосуд оловянный, среди церкви паникадило медное. В церкви Покрова Пресвятыя Богородицы на престоле одеяние выбойчатое, бумажное, на нем евангелие, евангелисты серебренные, позлащенные, на жертвенике сосуд оловянный. В тех церквах утвари: евангелие толковое, триодь постная, два пролога, два октая, минея общая, апостол, ирмологи, служебник, псалтирь, часослов ветхий, двенадцать книг минеи, риза камчатая желтая, оплечье на золоте, вторая кумашная, третья парчевая полосатая, четвертая китайчатая, оплечье бумажное выбойчатое, три стихаря, две епетрихии камчатыя, орарь камчатый, двое поручей, одни триповыя, другия бумажныя, три кадила медныя, пять колоколов».
Вместо деревянной обветшавшей Никольской церкви в 1752 г. дано было, по просьбе попов Матфея Павлова и Ивана Петрова, дозволение на построение новой каменной церкви в честь Покрова Пресвятыя Богородицы с приделом Никольским; но так как в ней в начале нынешняго столетия появились значительные трещины, то в 1806 г. перестроена была трапезная церковь, а в 1819 г. – настоящая. По указу Консистории от 31 мая 1849 г. начато было 20 июня того же года строение новой, ныне существующей, каменной же церкви на новом месте, в которой приделы в честь Преображения Господня и Св. Николая освящены были в 1861 г., а настоящая в честь Покрова Пресвятыя Богородицы и в настоящее время строением не окончена. Для того, чтобы хотя несколько познакомиться с беззащитным положением духовенства, в котором оно находилось в прошлом столетии, не лишним считаем сделать несколько извлечений из просьбы, поданной к епархиальному начальству в мае 1747 г. попом г. Скопина Никольской церкви Матфеем Павловым.
<...>
..в настоящее время церковной земли при Покровской церкви нет, около 1780 года она была отнята и просьба причта о её возвращении оставлена Сенатом без последствий. По состоянию на 1885 год в приходе 445 мужчин и 557 женщин. По штату 1873 года - в причте положены 2 священника и 2 псаломщика...».
О дальнейшей судьбе храма на данный момент известно только то, что в 1950 году он был снесен. А в 1957 году на его месте был открыт Дворец Культуры, действующий и по сей день.
Все же, пока живет память о былом – живет вера в будущее нашего православного града, хранимого Пресвятой Владычицей нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
«Пресвятая Богородице, спаси нас!»
Пресс-служба Скопинской епархии