Неделя Торжества Православия

.

Божественную литургию 20 марта 2016 г. в Сретенском кафедральном соборе г. Скопина возглавил епископ Скопинский и Шацкий Матфей в день празднования недели Торжества Православия.

 


Праздник Торжества Православия возник в 843г. в связи с окончательной победой над ересью иконоборчества (осужденного еще на VII Вселенском соборе в 787г.), но содержание его гораздо шире.

 

Греческое слово ересь переводится как "взятие", "завоевание", "выбор" и означает предпочтение одного ради отказа от всего остального. «В слове ересь, – указывал известный православный мыслитель, – содержится идея односторонности, какого-то прямолинейного сосредоточения на одном из многих возможных утверждений. Православие вселенско, а ересь – по существу своему партийна. Дух секты есть вытекающий отсюда эгоизм, духовная отъединенность: одностороннее положение ставится на основание безусловной Истины...».

 

 

Ереси христианского Востока – арианство, несторианство, монофизитство, монофелитство, – посягали на самое дорогое в христианстве –Боговоплощение, Богочеловечество, а тем самым – на принцип, лежащий в основе всей христианской жизни с ее гармоничным сочетанием небесного и земного, церковного и светского. Борцы за Православие находили поддержку и приют в здравомыслящем Риме, почти не затронутом этими экстатическими движениями.


Наконец, развязанное византийскими императорами в VIII в. гонение на иконописные и скульптурные изображения Иисуса Христа, Богоматери и святых стало продолжением этой агрессивной монофизитской односторонности. Попытки догматического обоснования иконоборчества (на иконоборческом соборе 754г.) означали отказ от веры в возможность реального воплощения на земле образов Божественного мира, доступного взорам духовно чутких и одаренных людей.

 

В случае победы иконоборчества во всем христианском мире у нас не было бы ни византийских и древнерусских мозаик и фресок, ни "Троицы" Андрея Рублева, ни "Давида" Микеланджело, ни "Тайной Вечери" и "Мадонны" Леонардо да Винчи, ни творений божественного Рафаэля... Не было бы великого искусства, без которого мы не мыслим себе на-ше существование и которое является едва ли не основным вкладом христианского человечества в мировую художественную сокровищницу.


Посвятив воспоминанию победы над разрушительными тенденциями византийских ересей именно первое воскресенье Великого поста, Церковь еще раз подчеркнула свою уникальную – спасительную и созидательную – роль в мировой истории.


После завершении пения «Иже херувимы» состоялась хиротония диакона Сергия Скрипко в иереи.
Затем, по окончании евхаристического канона, Владыка Матфей совершил диаконскую хиротонию над иподиаконом Александром Скворцовым.

 


Со словами увещевания в проповеди к верующим обратился иерей Виталий Самбурский.

 


В этот воскресный день совершается чинопоследование Торжества Православия.

Все пришедшие во главе с Архипастырем единой молитвой воспоминали торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В этом чине утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов.