Деятельность Церкви в 2009-2024 гг. Некоторые итоги и цифры
1 февраля 2009 года избранный Поместным Собором Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл был возведен на Московский Первосвятительский престол. 15-летие интронизации Его Святейшества — хороший повод оглянуться назад, подвести некоторые итоги и отметить разительные перемены в различных сферах церковной жизни, произошедшие за этот период.
О беспрецедентности этих изменений убедительно говорит даже простое перечисление основных церковных деяний, новых церковных организаций, осуществляемых реформ и проектов, разнообразных начинаний в новых для Церкви направлениях деятельности. И, пожалуй, наиболее наглядно об этом свидетельствуют цифры церковной статистики, демонстрирующие, что развитию Церкви в эти 15 лет был придан мощнейший созидательный импульс. Многие из этих преобразований и цифр не имеют аналогов не только в истории России и других стран канонического пространства Русской Православной Церкви, но и в мировой истории.
Общецерковная статистика
Каноническая территория Русской Православной Церкви включает 16 стран; приходы Московского Патриархата действуют еще в 87 государствах. Таким образом, Русская Церковь представлена сегодня в 103 странах мира.
На 1 января 2009 года, перед началом Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Кирилла, в Русской Православной Церкви насчитывалось 159 епархий. За минувшие 15 лет количество епархий увеличилось на 166 и на начало 2024 года составляет 325.
В 2009-2024 гг. были учреждены три Патриарших экзархата в дальнем зарубежье (экзархаты в Западной Европе, в
В течение 15 лет удвоилось количество архиереев Русской Православной Церкви: 200 в 2009 году и 402 на январь 2024 года.
Число клириков возросло почти на 11 тысяч — с 30 670 до 41 666; из них священников — с 27 216 до 36 721, диаконов — с 3454 до 4945 человек*.
Одновременно с числом епархий и клириков Русской Православной Церкви значительно выросло количество храмов и монастырей. Если на 1 января 2009 года храмов, в которых совершается Литургия, и монастырей насчитывалось соответственно 29 263 и 804, то к 1 января 2024 года — уже 41 151 (на 11 888 храмов больше) и 994 (на 190 обителей больше).
При этом количество мужских монастырей на 1 января 2024 года составляет 486 (на 91 больше по сравнению с январем 2009 г.), женских — 508 (больше на 99). На 1 января с.г. в этих обителях подвизаются 15 830 монашествующих, из них 6351 — в мужских монастырях и 9518 — в женских (в 2009 году такая статистика не велась).
Число высших духовных учебных заведений за минувшие 15 лет выросло с 45 до 56.
* Статистика по клирикам, храмам и монастырям является относительной, так как точная информация по
Церковная статистика (в пределах РФ)
В пределах Российской Федерации в 2009-2024 гг. были образованы 61 митрополия (в 2009 году митрополий, объединяющих епархии, не было) и 138 новых епархий — теперь их количество составляет 207.
Число архиереев, несущих служение в России, выросло с 88 до 224.
Количество клириков увеличилось с 17 713 до 25 620 (из них священников — с 14 683 до 22 407, диаконов — с 2430 до 3213).
Количество российских храмов, в которых совершается Литургия, увеличилось с 14 290 до 25 098, монастырей — с 464 до 608 (из них мужских — с 226 до 300, женских — с 238 до 308).
На 1 января 2009 года статистика по количеству монашествующих не велась. На 1 января 2024 года их число составляет 9627 человек (4014 насельников и 5652 насельниц).
Число российских высших духовных учебных заведений за минувшие 15 лет выросло с 32 до 41; также впервые появилось 15 центров подготовки церковных специалистов.
Число православных молодежных объединений в России выросло с 463 до 3293 (1312 из них из них — подростковых). Актив молодежных объединений составляет 67 800 человек, в т.ч. 21 500 подростков.
Более чем вдвое увеличилось количество воскресных школ в России — с 5682 до 12975.
Количество воинских храмов в стране возросло с 76 до 1016, военных священников — с 200 до 3286; из них штатного духовенства — 286 (в 2009 году таковых не было) и внештатного — 3000 священнослужителей.
***
Спустя два месяца после Поместного Собора 2009 года на заседании Священного Синода 31 марта 2009 года были предприняты первые шаги по реорганизации центрального аппарата Русской Православной Церкви.
Были перераспределены полномочия между синодальными учреждениями и учреждены новые синодальные ведомства:
Административные функции
В марте 2010 года было дополнительно образованы еще несколько синодальных ведомств:
Позднее были образованы:
Также действует ряд других общецерковных организаций, учрежденных в минувшие 15 лет:
С 2022 года действует
Перечисленные решения были продиктованы постановлениями Поместного Собора, указавшего среди главных задач церковной деятельности «умножение усилий в области миссионерства и всенародного православного просвещения» и развитие диалога «с окружающим обществом, включая гражданские объединения, мир науки и культуры». Разграничение сфер ответственности общецерковных учреждений позволило более активно развивать работу по каждому направлению церковной и общественной жизни.
Создание новых церковных учреждений и уточнение их повестки дня повлияло на ряд внутрицерковных процессов. В частности, изменился порядок работы Священного Синода — главного органа церковного управления между Архиерейскими Соборами. Материалы к заседаниям Священного Синода предварительно подробно прорабатываются в синодальных учреждениях. Большинство из этих материалов затем рассылается членам Священного Синода, благодаря чему обсуждение богослужебных текстов, а также сложных юридических или церковноправовых документов на синодальных заседаниях приобрело более насыщенный характер. Если в прошлом значительная часть журналов Священного Синода относилась к отчетности о состоявшихся событиях, то в настоящее время большинство синодальных постановлений относятся к богослужебным, правилодательным, структурным и кадровым решениям.
Развитие деятельности Священного Синода стало возможным, в том числе благодаря тому, что с 2010 года под председательством Святейшего Патриарха Кирилла регулярно созываются совещания руководителей синодальных учреждений. В 2011 году Архиерейский Собор придал этим совещаниям формальный статус «с именованием их
Поместный Собор 2009 года указал на необходимость создать механизм, способствующий развитию внутрицерковных дискуссий. Во исполнение этого решения летом 2009 года был учрежден уникальный, не имеющий аналогов в других Поместных Православных Церквах совещательный орган —
На начальном этапе деятельности Межсоборного Присутствия значительная часть подготовленных им документов носила системообразующий характер. Первым видимым результатом стало принятие Архиерейским Собором 2011 года семи документов, созданных в Присутствии (и это более половины документов указанного Собора). Были разработаны рамочные документы по миссии и катехизации, социальному служению, молодежной работе. Также создавались тексты уставного характера. Позднее, когда основные преобразования были реализованы, в центре деятельности Межсоборного Присутствия встали темы, касающиеся богослужебного устава, совершения таинств, а также пастырской практики. Среди наиболее важных документов Межсоборного Присутствия, принятых Архиерейскими Соборами: документ «О подготовке ко Святому Причащению», документ «О церковном браке», Положение о монастырях и монашествующих. Большое значение имел документ под названием «Предложения Церкви, государству и обществу относительно увековечения памяти новомучеников и пострадавших в годы гонений». Хотя сам по себе проект документа вызвал мало публичных реакций, его принятие Архиерейским Собором 2011 года повлекло за собой существенный сдвиг в осознании и осмыслении подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской как в среде паствы, так и в обществе.
Одним из самых заметных изменений в сфере церковного управления в годы Первосвятительского служения Патриарха Кирилла стало образование новых епархий и создание митрополий. Первый после Поместного Собора 2009 года Архиерейский Собор, состоявшийся в начале 2011 года, определил насыщенную повестку дня развития церковной жизни на уровне епархий и приходов по всем направлениям церковной и церковно-общественной жизни: в области миссии, в том числе молодежной, в области катехизации и религиозного просвещения, в сфере социального служения и церковной благотворительности, в информационной деятельности, в вопросах выстраивания взаимоотношений с общественностью, взаимодействия с органами власти. Все это требовало значительных пастырских трудов, непосильных в рамках епархий, охватывающих сотни приходов на огромных территориях. Протяженность епархий также существенно ограничивала возможность для архиереев осуществлять самое главное в своем служении: совершать богослужения и молиться вместе с паствой во всех приходах епархии, встречаться со всем духовенством и значительной частью мирян на регулярной основе. Проблема несоразмерности масштабов епархий тем задачам, которые стоят перед Церковью, стала решаться с мая 2011 года, когда Священный Синод впервые в новейшее время создал несколько епархий в рамках одного региона России. Учитывая специфику государственного устройства, чтобы сохранять взаимодействие между епархиями, находящимися в одном регионе, было решено объединять таковые епархии в митрополии. С учетом исторического опыта, предложений Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг., принявшего определение «О церковных округах», и реалий современной церковной жизни в Межсоборном Присутствии было разработано «Положение о митрополиях», утвержденное Священным Синодом в октябре 2011 года. С тех пор было образовано 62 митрополии: 61 в России и одна в Белоруссии.
***
Перечисленные меры по реорганизации церковного управления, инициированные Предстоятелем Русской Православной Церкви дали сильнейший импульс успешному развитию и совершенствованию всех сторон церковной жизни в России — миссионерской деятельности и монашескому деланию, строительству и возрождению храмов, реформе духовного образования, церковной наградной системы, структуризации системы православного общего образования, издательской деятельности, развитию богословской науки и ускорению процесса включения теологии в число признаваемых государством учебных и научных дисциплин, упорядочиванию процесса подготовки богослужебных текстов, становлению церковно-судебной системы, окормлению военнослужащих, казачества, заключенных, обездоленных, деятельности по защите традиционных семейных ценностей, различным формам социального служения и благотворительности, информационной деятельности и многим другим направлениям современной церковной жизни.
Святейший Патриарх Кирилл, следуя высокому призванию, без остатка отдает себя служению Русской Православной Церкви, значительно усилившей свое влияние на жизнь народов России и других стран. Русское Православие сегодня возвращает присущее ей историческое место в жизни государства, общества и культуры, в жизни каждого верующего человека.
Одной из первоочередных задач Патриарха после его интронизации в 2009 году стало создание новых епархий на территории России. Эта инициатива была направлена на выстраивание более эффективного и отвечающего нуждам людей порядка внутрицерковного управления.
Создание новых епархий сопряжено со строительством новых храмов. И этому созидательному труду Патриарх Кирилл придает особое значение. Масштабы храмостроительства стали беспрецедентными не только в истории Русской Церкви, но и всего мира. В настоящий время только в столице, благодаря Программе строительства православных храмов в Москве, инициированной Святейшим Патриархом,
Одним из приоритетов, обозначенных Патриархом Кириллом, стала реформа духовного образования Русской Православной Церкви. Потребность таковой к началу его Первосвятительского служения назрела, многие учебники использовались еще в дореволюционных редакциях, система контроля оставалась малоэффективной.
Важной задачей стало издание обновленных учебников для высших богословских школ. Всего издано 33 учебника, в том числе по нравственному богословию, патрологии, истории Церкви, важнейшим дисциплинам. Внимательному изучению и оптимизации подверглись все стороны деятельности духовных школ.
За последние годы социальное служение Церкви вышло на беспрецедентный уровень. Церковные благотворительные программы пользовались неизменной поддержкой Святейшего Патриарха, они во многом стали примером для государства и общественных организаций, занимающихся деятельностью в этой сфере. Сегодня — Церковь один из лидеров добровольческого движения в России. Святейший Патриарх нередко подает личный пример клирикам и мирянам, посещая больницы, тюрьмы, приюты для бездомных.
Защита традиционных семейных ценностей, возвращение семьи в центр общественной жизни стало одним из важнейших направлений церковно-общественного и церковно-государственного сотрудничества. Заметную роль стало играть движение в защиту жизни, выступающее против абортов. По инициативе Святейшего Патриарха в большинстве епархий были созданы приюты для мам. За последние годы учреждено 84 таких приюта, Церковь делами доказывала свою готовность поддерживать женщин, сделавших выбор в пользу сохранения жизни нерожденных детей.
Вызовом для Русской Православной Церкви стала эскалация противостояния на Украине, когда в результате действий сил, враждебных народам исторической Руси, началась междоусобная брань, гражданские разделения, церковный раскол. Под водительством Патриарха Церковь ответила на происходящее молитвой и добрыми делами. По благословению Предстоятеля была развернута помощь всем пострадавшим от военных действий, Церковь понесла труды по окормлению военнослужащих. Военные капелланы приняли на себя все тяготы военного времени, а некоторые из них — погибли.
С момента начала конфликта Русская Церковь едиными устами возносит
Святейший Патриарх многократно свидетельствовал о грубых и массовых нарушениях прав верующих Украинской Православной Церкви, ставшей жертвой политики киевских властей. Патриаршие обращения, в которых говорится о попытках раскольников и украинской власти захватить храмы, изгнать из них верующих, незаконно преследовать клириков и мирян, направлялись главам Поместных Православных Церквей, международных организаций, политикам и общественным деятелям.
Святейший Патриарх Кирилл сделал все возможное, чтобы предотвратить эскалацию церковного раскола на Украине, который был вызван антиканоническими действиями
Украинский раскол, по сути, стал элементом борьбы против христианского наследия всего европейского континента. Очевидно, что разрушение духовных корней Европы предполагало разрушение межхристианского и межправославного единства, а также провоцирование разделений и междоусобных войн.
Укрепление единства российского общества и государства на основе традиционных нравственных ценностей, поддержка православной общественности, возвращение нравственного измерения в правовую сферу, диалог с культурным сообществом — все это занимает одно из ключевых мест в служении Предстоятеля. Святейший Патриарх Кирилл неоднократно свидетельствовал о достигнутом за последнее время беспрецедентном уровне церковно-государственных отношений.
Заметной вехой в жизни страны стало включение в обновленный текст Конституции Российской Федерации упоминания Бога. Теперь можно считать логически завершенной эру государственного безбожия, радикального секуляризма, подтачивающего духовные основы российского общества.
Внешняя церковная деятельность, несмотря на спровоцированный Константинопольским Патриархатом раскол мирового Православия, продолжает развиваться. Историческим событием стала
Особое значение приобрело учреждение Русской Церковью экзархатов в Юго-Восточной Азии и Африке, выстраивание диалога с местными христианскими и иноверными общинами. Активно развивается диалог с рядом Древневосточных Церквей. Надежным союзником Русской Церкви по защите традиционных ценностей по-прежнему остаются религиозные общины государств исламского мира.
В условиях стремительно меняющегося информационного общества Патриарх Кирилл придает особое значение развитию православных медиа, а также диалогу Церкви со светскими журналистами.
Будущее Русской Церкви неотделимо от памяти о безбожных гонениях. Это памятование о подвиге новомучеников и исповедников XX столетия должно храниться в сердце каждого верующего человека. Семейная история Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — это история Русской Православной Церкви в лицах, рассказ о тех реальных мужественных людях, которые в условиях преследований не потеряли веру, но сохранили и передали ее как великую ценность своим потомкам.
Эта семейная история, вероятно, и есть исток духовной силы и мужества Патриарха Кирилла. Родившись в благочестивой священнической семье, он с детских лет воспитывался в православных традициях и обрел крепкую веру и твердые убеждения, которые в непростые для Церкви времена привели его на путь священнослужения. Сколь мужественным и стойким надлежало быть, чтобы, зная о примерах исповедничества многих поборников Православия, в том числе деда — соловецкого узника священника Василия, безбоязненно пойти по этому пути.
В
По словам собратьев-архипастырей Святейшего Владыки, изо дня в день Предстоятель со свойственной ему скрупулезностью вникает в многочисленные вопросы религиозной и общественной жизни современников, решает насущные проблемы, дает мудрые указания и подает личный пример мужества и стойкости, веры и верности, трудолюбия и ответственности. Святейший Патриарх Кирилл совершает Первосвятительское делание с неослабным усердием, вдохновляя на служение соработников Его Святейшества, стремящихся в меру своих сил и способностей содействовать Предстоятелю в реализации замыслов, направленных на актуализацию евангельского послания, обращенного ко всем и к каждому.
Патриархия.ru