Послание главы Рязанской митрополии по случаю 825-летия Рязанской епархии

.

Послание митрополита Рязанского и Михайловского Марка по случаю празднования 825-летия Рязанской епархии.

Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня знаменательный для Рязанской земли день – мы отмечаем 825-летие нашей епархии. Она была учреждена в 1198 году и, таким образом, является одной из древнейших на территории Руси. Первым ее предстоятелем был епископ Арсений, упоминаемый, в частности, во Владимирских летописях.

За минувшие восемь с лишним столетий у правящих архиереев епархии не раз изменялись титулы. Наши предстоятели были Муромскими и Рязанскими и затем наоборот – Рязанскими и Муромскими. Далее к «Рязанский…» добавлялись наименования Зарайский, Шацкий, Касимовский. Ныне правящий архиерей носит титул Рязанского и Михайловского.

Все эти названия неслучайны и указывают на обширные территории, которые находились под омофором рязанских владык. Епархия включала в себя земли, которые сегодня входят в Тамбовскую, Воронежскую, Липецкую, Тульскую и другие митрополии. Неудивительно, что по количеству паствы Рязанская епархия на протяжении истории была весьма многолюдной. К примеру, по числу храмов в XVII веке она уступала только Патриаршей и Новгородской. Еще один красноречивый исторический факт, свидетельствующий о размерах епархии, связан с прославленной Дивеевской обителью. Мало кто знает, но она возникла в пределах Рязанской епархии, и все ее храмы были освящены рязанскими архиереями.

Со временем значение епархии в церковной и общественной жизни Русского государства возрастало. В конце XVI века она стала архиепископией, а в XVII веке ей было усвоено почетное звание митрополии.

В XXI веке многие епархии стали преобразовываться в митрополии. В нашу в 2011 году вошли, помимо Рязанской епархии, выделенные из нее Скопинская и Касимовская епархия.

Среди сухих цифр и ярких событий, из которых соткана многовековая история церковной жизни на Рязанской земле, мы не должны упускать главное. А главное – это люди, те, кто трудился и подвизался на Рязанской земле, кто своим усердием и верой возводил храмы не только из дерева и камня, но созидал место для Господа в собственном сердце. Их подвиги украсили жизнь нашего края, а их образы всегда остаются для нас укреплением и примером на жизненном пути.

Даже несмотря на то, что Господь открыл нам имена не всех подвижников, сонм Рязанских святых обширен. Это и страстотерпцы, и благоверные князья, и святители, и блаженные, и преподобные, мученики и исповедники. Земные границы в подвиге святости стираются, среди угодников Божиих мы видим священнослужителей и мирян, правителей и простых крестьян.

Так, в пределах Рязанской епархии нес свое служение и подвиги благоверный Глеб, князь Муромский. Еще один князь, прославленный в лике благоверных – Роман Рязанский. До революции его называли великомучеником, настолько страшны были истязания, которым его подвергли, желая принудить отречься от веры во Христа, и настолько поразителен был его подвиг исповедничества.

Один из самых известных наших святых, причем глубоко почитаемый даже за пределами нашего Отечества, это святитель Василий Рязанский, покровитель края. Оклеветанный и изгнанный муромцами, горько об этом потом сожалевшими, он отбыл в Старую Рязань, а затем – в нынешний кафедральный град, тогда носивший название Переяславль Рязанский.

В наши дни на гербе Рязани мы видим фигуру воина-князя, как считается – нашего прославленного правителя, благоверного Олега Рязанского. Это во всех отношениях выдающаяся личность, человек, который многое сделал для свой вотчины. 12 раз наша земля разорялись монголами, и 12 раз он возрождал ее буквально из пепла. Именно к нему пришел преподобный Сергий Радонежский, и могущественный правитель смиренно принял слово подвижника. В конце своей жизни Олег Рязанский принял монашество, а затем и схиму с именем Иоаким, отойдя от мира и без остатка посвятив свою жизнь Богу.

Среди других имен, связанных с рязанской землей, можно вспомнить еще митрополита Иону, первого Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви.

В начале XVII столетия здесь, в Рязани, нес свое служение святитель Феодорит, архиепископ Рязанский и Муромский. На годы его служения выпало время тяжелых испытаний для нашей страны, но, несмотря на все вызовы, он твердо держался православной веры и призывал паству вставать на защиту своего Отечества, Святой Руси. Святитель сыграл важную роль в воцарении династии Романовых, возглавил посольство к будущему царю Михаилу Романову и убедил его взойти на престол.

Много других имен святителей можно вспомнить. Это и известный церковный деятель XIX века и покровитель духовного просвещения Филарет (Амфитеатров), который завершил свое служение и земной путь, будучи уже митрополитом Киевским и Галицким. Это и Мелетий, епископ Рязанский и Зарайский, миссионер и подвижник, который до Рязани успел много потрудиться в Сибири и стал известен как «апостол якутов».

В Рязани начала свой жизненный и духовный путь преподобная Александра Мельгунова, будущая основательница Дивеевской обители. Она вместе с другими членами своей семьи была прихожанкой храма Ильи Пророка, где ныне размещается Епархиальное управление.

Не так много времени отделяет нас от дней земной жизни нашего земляка, святителя Серафима (Соболева), епископа Богучарского, Софийского чудотворца – он отошел ко Господу в 1950 году. Долгое время его имя было широко известно по большей части в Болгарии, где он нес служение и где его глубоко почитают, но в последние годы и на малой родине об этом архипастыре узнает все больше людей.

Немало имен можно еще вспомнить. Это глубоко почитаемые и любимые рязанцами блаженные Любовь Рязанская и Матрона Анемнясевская, и святая Наталия Чуриковская.

Молитвами и подвигами святых преодолевались страшные испытания, которые обрушивались на Русь в течение истории. Горькую чашу этих испытаний сполна испили жители Рязанского княжества. Они первыми приняли на себя удар орд Батыя, пережили уничтожение древней столицы своего княжества, постоянные набеги жестоких кочевников из пределов Дикого поля и других неприятелей. В эпоху Смутного времени именно в Рязани было сформировано первое народное ополчение. Потом происходили исторические процессы, которые, на первый взгляд, не имели столь разрушительного характера, но на самом деле нанесли серьезный удар по устоям православной жизни – как, например, Петровские и Екатерининские реформы.

Но все прежние бедствия, несмотря на содержащуюся в них угрозу, не ставили такого вызова перед Церковью как тот, с которым она столкнулась в ХХ веке. Священников и мирян отправляли в ссылки и томили в заключении, мучили и убивали. В Рязани на территории Казанского монастыря открыли первый в стране концентрационный лагерь.

К рубежу XIX и XX столетий наша епархия была одной из крупнейших – в ней насчитывалось около девятисот действующих приходских храмов. Но вот их начали закрывать, варварски разорять и разрушать. Та же участь постигла монастыри, семинарию, духовные училища и даже богадельню – все, так или иначе связанное с Церковью, стремились уничтожить. Было время, когда на всю Рязань оставался один-единственный действующий храм… Но при этом то страшное время дало и целый сонм новомучеников и исповедников, пополнивших драгоценную сокровищницу святости нашей земли. И их молитвы помогли начать возрождение православия на Рязанских просторах. Более трех десятилетий своей жизни этому труду посвятил митрополит Симон (Новиков), назначенный на Рязанскую кафедру в 1972 году.

За годы его управления епархией было открыто и освящено около 250 храмов, так что количество приходов выросло почти в 5 раз; возвращен верующим Богословский монастырь, и потом еще семь обителей; Успенский собор был передан для совместного использования епархии с музеем-заповедником. 15 угодников Божиих были прославлены в Соборе Рязанских святых; были обретены мощи четырех святителей. Кроме того, началось возрождение духовного образования. Открылась семинария, сначала в качестве училища. Духовная школа, которой в 2022 году исполнилось 300 лет, имеет славную историю. Она дала миру множество пастырей и архипастырей, некоторые из которых канонизированы. Среди ее выпускников были и другие великие люди, в частности, первый российский нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов.

Как говорят в народе – ломать не строить. Трудно восстановить разрушенные человеческой жестокостью и временем храмы, еще сложнее – вернуть в лоно Церкви людей. Эпоха атеизма породила тысячи загубленных душ с искалеченным сознанием. И сегодня наша главная цель – это духовное возрождение нашего народа. Именно этой цели подчинено все служение тружеников нашей епархии.

Мы сегодня вспоминаем страницы жизни нашей епархии, ее славную историю. И она обязывает нас продолжать миссию, которую несли на своих плечах наши предшественники. Мы – наследники славных святителей, иереев и благочестивых мирян. И наша задача – благовествовать в современном мире и обращать человеческие души к Богу. Да поможет нам в этом Господь, дарует время и силы, чтобы исполнить то, к чему мы призваны!