Вечернее богослужение в канун Дня Святого Духа

.

4 июня, в канун Дня Святого Духа, епископ Скопинский и Шацкий Питирим совершил вечернее уставное богослужение в Успенском храме города Шацка.

Его Преосвященству сослужили секретарь Скопинской епархии Антоний Русанов, благочинный Шацкого округа протоиерей Филипп Квасный, настоятель Успенского храма г. Шацка протоиерей Вячеслав Бузынин и духовенство епархии.

Богослужебные песнопения исполнил хор Троицкого кафедрального собора города Шацка под управлением Веры Квасной.

Во время чтения канона Преосвященнейший владыка совершил помазание верующих освященным елеем.

*       *       *

В следующий за Пятидесятницей день, то есть в понедельник совершается праздник в честь Святого Духа (потому сам день иногда называется «понедельник Святого Духа»). Служба этого дня аналогична службам «наутрий» (то есть следующих после праздника дней) двух других Господских двунадесятых праздников высочайшего статуса – Рождества Христова и Богоявления. Особенно же много аналогий с праздником Собора Пресвятой Богородицы (26 декабря), так как и здесь во многих чертах повторяется служба вчерашнего двунадесятого праздника (особенно много соответствий на утрене).

До появления Студийского Устава (то есть до IX века) понедельник после Пятидесятницы не имел связи с прославлением Святого Духа. В древней Иерусалимской традиции (V – VIII вв.) он никак не был обозначен. В Уставе Великой церкви (то есть в соборном богослужении Константинополя) этот день был посвящен памяти апостолов как участников события новозаветной Пятидесятницы. От этой традиции в наше богослужение перешли литургийные чтения Дня Святого Духа: нынешние Апостол (Еф.5:9-19, зачало 229) и Евангелие (Мф.18:10-20, зачало 75).

Впервые именование понедельника «Днем Святого Духа» появляется в Студийских монастырских Типиконах предположительно в IX веке (сохранившиеся рукописи Уставов относятся к XI веку). Главным гимнографическим отличием дня является особый канон Святому Духу, написанный преподобным Феофаном в IX веке (возможно, как раз специально для этого дня). В Студийских Типиконах канон Святого Духа полагалось петь на утрене вместе с 1-м каноном Пятидесятницы. В поздних редакциях Иерусалимского Устава (XIV – XV вв.) канон Святому Духу был перенесен на повечерие, а утреня Дня Святого Духа стала почти идентична утрене Пятидесятницы.

На Руси второй день праздника Пятидесятницы (нынешний День Святого Духа) в XIV веке среди учеников преподобного Сергия Радонежского получает наименование «Троицын день» и праздничной иконой этого дня становится так называемая «Ветхозаветная Троица» (образ, написанный преподобным Андреем Рублёвым). К XVII веку наименование «Троицын день» переходит на сам праздник, тогда как следующий день по образцу греческих Типиконов стали называть Сошествием Святого Духа. Однако иконы на центральный аналой предписывается класть так, чтобы подчеркнуть мысль: в Неделю Пятидесятницы внимание акцентировано на сошествие Святого Духа, в понедельник — прославление Троицы. Вот характерные указания в Уставе 1641 года: «в субботу к недели поставляем на вечерни к Троицыну дни на аналое образ сошествия Святого Духа», а далее перед вечерней в Неделю Пятидесятницы сказано: «вечерню трезвонят во вся колокола сошествию Святого Духа, а на аналое поставляем образ Троицы Живоначальная». Вот что интересно: названия праздников уже современные, но иконы на центральный аналой предписано класть в соответствии с более древней русской практикой. 

 

Пресс-служба Скопинской епархии

1686030178469-
1686030178511-
1686030178553-
1686159555043-
1686159555068-
1686159555089-
1686159555132-
1686159555174-
1686159555197-
1686159555220-