Пасхальное послание епископа Скопинского и Шацкого Питирима
Пасхальное послание епископа Скопинского и Шацкого Питирима к клирикам, монашествующим и мирянам Скопинской епархии.
Всечестные отцы, игумены и игумении, монашествующие
дорогие братья и сестры!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Более двух тысяч лет христиане приветствуют друг друга благой вестью о Воскресении Христовом. Пасха – главный христианский праздник, который уверяет нас в том, что мы призваны к вечной блаженной жизни вместе со Христом.
Но почему именно Воскресение Христово, а не Его Рождество, Преображение во славе, Вознесение на небо, стало средоточием всего христианства, всех наших чаяний и надежд? Почему св. ап. Павел говорит Коринфянам: «…если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14)? И даже более радикально: «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15:19). Свт. Иннокентий Херсонский отвечает на этот вопрос следующее: «…без Воскресения Христова, гроб Его был бы вместе и гробом веры христианской: потому что все, прежде веровавшие в Него, перестали бы верить, потому что никто не принял бы на себя труда проповедовать веру в того, кто умер и не воскрес; потому, наконец, что проповедь эта сама по себе не стоила бы доверия».
В Воскресении Христовом заключена тайна будущего века, залог вечного блаженства для всех, уверовавших в Него. Именно поэтому в православной Руси и во всем вселенском Православии Пасха – главный праздник, «праздников праздник и торжество из торжеств». Православные христиане все свои чаяния полагали и полагают не в этой земной жизни, а в вечном Небесном Царстве, которое Христос обещал Своим ученикам, а в их лице и всем христианам. И все устремления православного человека направлены в блаженную вечность, во вновь обретенный ценой Христовой смерти и через Его славное Воскресение рай, туда, где Пасха уже бесконечна. Не случайно приземленное западное христианство в лице Римско-Католической Церкви своим главным праздником выбрало Рождество, а не Пасху. Ведь Рождество Христово – это только начало нашего спасенья, когда Бог во плоти пришел на землю, чтобы ценой Своей жизни вернуть потомкам Адама потерянный рай – Небесное Царство. А проповедники земного рая со своей мечтой вечно жить на земле и вечно грешить хотели бы оставить навсегда на земле и Самого Христа, превратив Его в добренького волшебника, послушно исполняющего в Рождественский сочельник их бесчисленные маленькие желания. И сами они до глубокой старости хотят выглядеть перед Богом вечно маленькими, называя Его «Боженькой», чтобы в этой детской игре в христианство утаить свои взрослые грехи, усыпить назойливую совесть, обмануть пытливый ум, не дать упрямой воле устремиться в Небесное Царство, но до последнего издыхания отвоевывать лучшее место в Земном. А Христос-Спаситель учит, что Царство Небесное заключено внутри нас, что, собирая сокровища на земле, мы богатеем не в Бога, что с дарами земного рая нам невозможно пройти сквозь узкие врата рая Небесного.
Конфликт между земным раем и Небесным Царством неизбежен. В истории он нередко оборачивался кровавыми трагедиями, подобными той, что мы сейчас переживаем на Украине. Призванная жить по небесным законам православная Украина устремила все свои взоры на процветающую Европу, которая подобно библейским Содому и Гоморре славится своим материальным благополучием и самыми гнусными извращениями. Мертвое море на месте одних из самых богатых в истории человечества городов стало зримым символом бесславного конца очередного земного рая, в котором не нашлось даже десяти праведников. Такая же страшная участь ожидает всех, кто дерзает взойти на Небо по ступеням Вавилонской башни с целью низринуть Бога на землю и превратить Небесное Царство в земное, чтобы свет Христова Царства и отзвуки Небесного рая никого не манили своей неотмiрностью на брак Небесного Жениха и Его Невесты – Церкви Христовой. Но именно там, в горнем Чертоге Божественной славы, где все верные создания Божии приветствуют друга ликующим гласом: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!», исполнение благих упований нашей христианской веры и свет непреходящей Любви – Любви, победившей смерть, разрушившей ад и дарующей нам вечное блаженство. Аминь!
Епископ Скопинский и Шацкий Питирим
Пасха 2023 г.