Епископ Питирим совершил всенощное бдение в канун Недели 32-й по Пятидесятнице
21 января, в канун Недели 32-й по Пятидесятнице и дня памяти святителя Филиппа, митрополита Московского, епископ Скопинский и Шацкий Питирим совершил всенощное бдение в Сретенском кафедральном соборе города Скопина.
Его Преосвященству сослужили секретарь Скопинской епархии, ключарь Сретенского кафедрального собора г. Скопина иерей Антоний Русанов, клирики собора и духовенство епархии.
Богослужебные песнопения исполнил хор Сретенского кафедрального собора.
Во время чтения канона Преосвященнейший владыка совершил помазание верующих освященным елеем.
* * *
Поминовение святителя Филиппа связано с тем, что он был истинным пастырем, стоявшим за веру, не боясь ни поношений, ни самой смерти. Святитель Филипп родился в знатном семействе бояр Колычёвых. Он знал богатство и почести, но, достигнув 30 лет, решил посвятить себя монашеству.
Пешком он прошел от Москвы до побережья Белого моря. А чтобы прокормиться, брался за любую работу. У Онежского озера он пас овец, будто простой крестьянин. Затем, он переправился на Соловецкие острова и стал послушником в Соловецкой обители. Когда его постригли во иноки, он, чувствуя призвание к отшельничеству, надолго удалился в пустынь в 2 км. от обители. Настоятель и братия просили его стать новым игуменом. Филипп несколько раз отказывался, но его принудили взять на себя игуменскую власть.
Возглавив братию, Филипп привел хозяйство монастыря в идеальное состояние, устроил каменную пристань, был строгим, но справедливым пастырем. При нем на Соловках началось каменное строительство. Первый каменный храм Филипп освятил во имя Успения Пречистой Богородицы.
В 1566 году государь Иван Васильевич, получивший в русской истории прозвище Грозного, призвал благочестивого игумена в Москву. Там собор архиереев возвел его в сан митрополита — Филипп возглавил всю Русскую церковь.
В то время царь Иван IV создал опричнину, и опричники вершили бессудную расправу над теми, в ком видели врагов царя. Филипп увещевал Ивана IV ради Христа отказаться от пролития крови. Тот не соглашался. Тогда митрополит публично, в храме, отказал ему в благословении.
Филиппу угрожали расправой, но митрополит не благословлял царя, считая его жестокость нехристианской. Святитель стоял не против государя, а за веру. Его по ложным обвинениям свергли с митрополичьей кафедры, прилюдно сорвали с одежд знаки его сана и сослали в Отроч монастырь.
В декабре 1569 года вожак опричников Малюта Скуратов приехал к Филиппу в Отроч монастырь, в Тверь, и вновь просил о благословении для царя на опричные дела. Филипп отказал. Прозревая то, что должно свершиться, он сказал Малюте: «Делай то, зачем пришел». Опричник задушил старика. Филиппа погребли на земле обители.
Филиппа, несмотря на царскую немилость, стали почитать как святого в Соловецком монастыре. Сын Ивана Грозного, царь Федор Иванович разрешил перевезти мощи Филиппа из Отроча монастыря на Соловки.
В 1652 году митрополит Новгородский Никон, будущий патриарх, отправился на Соловки. Там он прочитал монахам грамоту, где царь Алексей Михайлович за давно умершего царя Ивана IV молил Филиппа о прощении. Мощи Филиппа доставили в Москву. Народ и духовенство встречали их с радостью. Царь нес гроб вместе с архиереями. Мощи поместили в Успенском соборе Кремля. Филипп был прославлен как великий святой.
Пресс-служба Скопинской епархии