Епископ Скопинский и Шацкий Питирим сослужил митрополиту Рязанскому и Михайловскому Марку в день небесного покровителя главы Рязанской митрополии

.

В Неделю 3-ю по Пасхе Церковью установлено празднование памяти святых жен-мироносиц. В этот день, 8 мая, митрополит Рязанский и Михайловский Марк возглавил Божественную литургию в Христорождественском соборе Рязани в сослужении епископа Скопинского и Шацкого Питирима и епископа Касимовского и Сасовского Василия.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео богослужения и наставления доступны в записи).

Главным образом в третье воскресенье по Пасхе чествуются жены-мироносицы. Но кроме них, Церковь прославляет всех женщин, следующих за Христом, тех, кто в разные эпохи истории Церкви нес на своих хрупких плечах подвиг несгибаемой веры, мужества, любви и служения ближнему.

В этом году Неделя жен-мироносиц пришлась на 8 мая – день, когда Церковь чествует апостола Марка, автора одного из четырех канонических Евангелий. Для Рязанской земли празднование памяти апостола важное торжество, поскольку он является небесным покровителем предстоятеля митрополии. С днем тезоименитства митрополита Марка в этот день поздравляли архипастыри, пастыри и миряне, желая доброго здоровья и неоскудевающей помощи Божией в многочисленных трудах и послушаниях.

Владыка в ответ сердечно поблагодарил всех за внимание, добрые слова и просил впредь не оставлять молитв о нем.

Архипастырское наставление в этот день было посвящено подвигу святых жен-мироносиц и апостола и евангелиста Марка:

– Сегодня в Православной Церкви особо любимый и почитаемый праздник – день, посвященный женам-мироносицам. В Евангелии мы уже привычно читаем о том, что рядом со Христом всегда находятся Его ученики, которые уже впоследствии стали апостолами, то есть посланниками Христа Спасителя ко всем народам земли. Господь называл их Своими друзьями и на протяжении всех лет Своего служения пытался наставлять их, учить и вразумлять. Когда же настал час испытаний, они в страхе разбежались. И вот в Евангелии на передний план вместо них выходят ученицы Христа – женщины, которые были в тени учеников на протяжении всех лет служения Спасителя. В текстах Евангелий можно найти лишь краткие упоминания о них. Они в большей степени были молчаливыми статистками – следовали за Христом, служили Ему своим имением, помогали, несли бытовые тяготы. Но именно они, а не разбежавшиеся в страхе ученики, не убоявшись, пошли ко Гробу Спасителя, чтобы исполнить все, что было положено по требованиям ветхозаветной религии.

Каково же было их удивление, когда они увидели, что камень отвален и Тела Спасителя нет во Гробе! Если больше возросло их удивление, когда они увидели ангела и, наконец, Самого Христа, своего Учителя. Они увидели Его воскресшим, живым и радостным. И это видение наполнило их радостью, они первыми узнали эту великую весть, которая является основой Евангелия. По-гречески «благая весть» и «Евангелие» –однокоренные слова. Женщины понесли эту благую весть прежде всего ученикам Христовым. И и уже потом после послания на проповедь они, будущие апостолы, понесли радостную весть всем народам земли. Таким образом, именно ученицы Спасителя, малозаметные, но верные Его последовательницы, были удостоены Христом чести первыми узнать о Его Воскресении и передать эту весть Его ближайшим ученикам, будущим посланцам во все концы земли.

И сегодня мы прославляем учеников Христа как апостолов, посланников, через которых Евангелие было проповедано всем народам земли, а учениц, называемых мироносицами, чествуем и прославляем за их ревностное служение. Слово «мироносицы» не отражает полноту достоинства, которое Церковь усвояет этим женам. Они в чем-то поистине стали равными апостолам, неслучайно Мария Магдалина называется равноапостольной.

Символично, что сегодня также отмечается день апостола евангелиста Марка. В праздник жен-мироносиц всегда читается Евангелие от Марка. Хотя начиная с Пасхи мы читаем Евангелие от Иоанна, однако в праздник жен-мироносиц следует отступление и в храмах звучит Евангелие от Марка. Это Евангелие повествует о первой реакции жен-мироносиц, которые узнали о Воскресении Христа.

Апостол и евангелист Марк не был в числе первых учеников Господа, не принадлежал к числу избранных 12 учеников, а затем был в тени великих апостолов – Петра и Павла. Он сначала был с Павлом, а потом в большей степени стал учеником и провозвестником слов Петра. Евангелист Марк оставил нам удивительный труд, свое замечательное Евангелие, которое, как считается сейчас, он написал одним из первых, рассказав жителям Римской империи о благой вести, о Мессии, Спасителе, которой пришел в наш грешный мир. Удивительно, что апостол не только путешествовал с двумя первоверховными апостолами Петром и Павлом, но и отставил свой след как на Востоке, так и на Западе. Апостол Марк является покровителем Венеции, считается, что он проповедовал там и нес местным жителям благую весть, а затем отправился в Египет, где когда-то пребывал в изгнании Христос со Своей Матерью и праведным Иосифом. Там апостол мученически закончил сою жизнь.

Мы сегодня почитаем святого апостола евангелиста Марка как одного из проповедников на территории современной Европы и Северной Африки. Жены-мироносицы и апостол Марк едины в том, что стали свидетелями благой вести, хотя женщины и называются не апостолами, а мироносицами. К этому призываемся и мы все, дорогие братья и сестры. Современный мир тонет в беззакониях, нечестии, неверии, в главном грехе, которым согрешают люди – неверии, который апостол и евангелист Иоанн Богослов называет «грехом мира». От него следуют все остальные грехи. И сейчас миру особенно нужна благая радостная весть о Воскресении Христа, вновь нужно забытое многими благовестие и просвещение. Не только тому миру, который находится где-то вдали, но и миру, который окружает нас и который, по слову евангелиста Иоанна Богослова, «во зле лежит».

Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, восприняв благую весть от апостолов Христовых, стать ее провозвестником в современном мире.

официальный сайт Рязанской епархии