Патриаршая проповедь в Неделю сыропустную после Литургии в Храме Христа Спасителя

.

6 марта 2022 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с сегодняшним воскресным днем, с Прощеным воскресеньем, с последним воскресным днем перед началом поприща Святой Четыредесятницы — Великого поста!

Великий пост именуется многими подвижниками благочестия как весна духовная. Он совпадает с весной физической и одновременно воспринимается сознанием Церкви как весна духовная. А что такое весна? Весна — это возрождение жизни, это обновление, это новые силы. Мы знаем, что именно весной мощный сок пробивается на высоту десять, двадцать, сто метров, оживотворяя дерево. Это действительно удивительное Божие чудо, чудо жизни. Весна — это возрождение жизни, это некий великий символ жизни. И потому совершенно не случайно, что главным весенним праздником является Пасха Господня — тоже признак, знак, символ вечной жизни. И мы верим, что это так, а это значит, что вся христианская вера, которую мы с вами разделяем, — это вера, которая утверждает жизнь, которая против смерти, против разрушения, которая утверждает необходимость следовать Божественным законам, для того чтобы жить, для того чтобы не погибнуть ни в этом мире, ни в мире будущем. Но мы знаем, что нынешняя весна омрачена тяжкими событиями, связанными с ухудшением политической ситуации на Донбассе, практически началом военных действий. Мне бы хотелось что-то сказать на эту тему.

Восемь лет идут попытки уничтожить то, что существует на Донбассе. А на Донбассе существует неприятие, принципиальное неприятие так называемых ценностей, которые сегодня предлагаются теми, кто претендует на мировую власть. Сегодня есть такой тест на лояльность этой власти, некий пропуск в тот «счастливый» мир, мир избыточного потребления, мир видимой «свободы». А знаете, что это за тест? Тест очень простой и одновременно ужасный — это гей-парад. Требования ко многим провести гей-парад и являются тестом на лояльность тому самому могущественному миру; и мы знаем, что если люди или страны отвергают эти требования, то они не входят в тот мир, они становятся для него чужими.

Но мы же знаем, что такое этот грех, который пропагандируется посредством так называемых маршей достоинства. Это грех, который осужден Словом Божиим — и Ветхим, и Новым Заветом. Причем Господь, осуждая грех, не осуждает грешника. Он только призывает его к покаянию, но никак не к тому, чтобы через грешного человека и его поведение грех становился жизненным стандартом, вариацией человеческого поведения — уважаемой и допустимой.

Если человечество признает, что грех не есть нарушение Божиего закона, если человечество согласится с тем, что грех — это один из вариантов человеческого поведения, то на этом закончится человеческая цивилизация. А гей-парады и призваны продемонстрировать, что грех — это одна из вариаций человеческого поведения. Вот почему для того, чтобы войти в клуб тех стран, необходимо обязательно провести гей-парад. Не сделать политическое заявление «мы с вами», не подписать какие-то соглашения, а провести гей-парад. И мы знаем, как люди сопротивляются этим требованиям и как это сопротивление подавляется силой. Значит, речь идет о том, чтобы силой навязать грех, осуждаемый Божиим законом, а значит, силой навязать людям отрицание Бога и Его правды.

Поэтому то, что сегодня происходит в сфере международных отношений, имеет не только политическое значение. Речь идет о чем-то другом и куда более важном, чем политика. Речь идет о человеческом спасении, о том, где окажется человечество, по какую сторону от Бога Спасителя, приходящего в мир как Судия и Мздовоздатель, — по правую или по левую. Сегодня многие по слабости, по глупости, по незнанию, а чаще всего по нежеланию сопротивляться идут туда, на левую сторону. И все то, что связано с оправданием греха, осужденного Библией, и является сегодня тестом на нашу верность Господу, на нашу способность исповедовать веру в Спасителя нашего.

Все то, что я говорю, имеет не просто какое-то теоретическое значение и не только духовный смысл. Вокруг этой темы сегодня идет реальная война. Кто нападает сегодня на Украину, где восемь лет идет подавление и истребление людей в Донбассе; восемь лет страданий, и весь мир молчит — что это означает? Но мы-то знаем, что наши братья и сестры реально страдают; более того, могут пострадать за свою верность Церкви. И поэтому сегодня, в Прощеное воскресенье, я, с одной стороны, как пастырь ваш, призываю всех к прощению грехов и обид, в том числе там, где сделать это очень тяжело, там, где люди воюют друг с другом. Но прощение без справедливости есть капитуляция и слабость. Поэтому прощение должно сопровождаться непременным сохранением за собой права стоять на стороне света, на стороне Божией правды, на стороне Божественных заповедей, на стороне того, что открывает нам свет Христов, Его Слово, Его Евангелие, Его величайшие заветы, данные роду человеческому.

Все сказанное свидетельствует о том, что мы вступили в борьбу, которая имеет не физическое, а метафизическое значение. Знаю, как, к сожалению, православные люди, верующие, избирая в этой войне путь наименьшего сопротивления, не размышляют о всем том, о чем мы сегодня с вами размышляем, а идут покорно по тому пути, который им указывают сильные мира сего. Мы никого не осуждаем, мы никого не приглашаем взойти на крест, мы просто самим себе говорим: мы будем верны слову Божиему, мы будем верны Его закону, мы будем верны закону любви и справедливости, и если будем видеть нарушения этого закона, то никогда не смиримся с теми, кто этот закон разрушает, стирая грань между святостью и грехом, а тем более с теми, кто пропагандирует грех как образец или как одну из моделей человеческого поведения.

Сегодня наши братья на Донбассе, православные люди, несомненно, страдают, и мы не можем не быть с ними — в первую очередь в молитве. Нужно молиться, чтобы Господь помог им сохранить веру православную, не поддаться искушениям и соблазнам. Одновременно мы должны молиться о том, чтобы как можно быстрее наступил мир, чтобы перестала литься кровь наших братьев и сестер, чтобы Господь приклонил милость Свою к многострадальной Донбасской земле, восемь лет несущей на себе эту скорбную печать, порождаемую человеческим грехом и ненавистью.

Входя в поприще Великого поста, постараемся простить всех. Что такое прощение? Если вы просите прощения у человека, преступившего закон или сделавшего вам что-то злое и несправедливое, вы тем самым не оправдываете его поведение, а просто перестаете этого человека ненавидеть. Он перестает быть вашим врагом, а значит, своим прощением вы предаете его на суд Божий. Вот подлинный смысл прощения друг другу наших грехов и ошибок. Мы прощаем, мы отказываемся от ненависти и злопамятства, но мы же не можем там, на небесах, вычеркнуть человеческую неправду; поэтому мы своим прощением предаем обидчиков своих в руки Божии, чтобы над ними совершились и суд, и милосердие Божие. Чтобы наше христианское отношение к человеческим грехам, заблуждениям и обидам не было причиной их гибели, но чтобы справедливый суд Божий совершился над всеми, в том числе над теми, кто принимает на себя тяжелейшую ответственность, расширяя пропасть между братьями, наполняя ее ненавистью, злобой и смертью.

Пусть Господь милосердный совершит Свой праведный суд над всеми нами. А чтобы в результате этого суда нам не встать по левую сторону от пришедшего в мир Спасителя, мы должны каяться в своих собственных грехах. Подойти к своей жизни с очень глубоким и беспристрастным анализом, самих себя спросить, что хорошо, а что плохо, и ни в коем случае не оправдывать себя, мол, я поссорился с тем-то или с той-то, потому что они были неправы. Это ложный аргумент, это неправильный подход. Нужно всегда спросить пред Богом: Господи, а что я сделал неправильно? И если Господь поможет осознать нам свою собственную неправду, то раскаяться в этой неправде.

Именно сегодня, в Прощеное воскресенье, мы должны совершить этот подвиг самоотречения от своих собственных грехов и своей неправды, подвиг предания себя в руки Божии и самый главный подвиг — прощение тех, кто нам нанес обиду.

Да поможет нам всем Господь так пройти дни Святой Четыредесятницы, чтобы достойно войти в радость Светлого Христова Воскресения. И будем молиться, чтобы все те, кто сегодня воюет, кто проливает кровь, кто страдает, также вошли в эту радость Воскресения в мире и спокойствии. Потому что какая же будет радость, если одни в мире, а другие во власти зла и в скорби междоусобной брани?

Да поможет нам всем Господь именно так, а не иначе войти в поприще Святого Великого поста, дабы душу свою спасти и содействовать умножению добра в нашем греховном и часто страшно заблуждающемся мире, чтобы правда Божия царствовала и господствовала и вела за собой род человеческий. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси