Интервью епископа Феодорита православной духовно-просветительской газете «Благовест»

.

В Рязанской православной духовной семинарии непривычно тихо. Коридоры пустые, в аудиториях не проводятся занятия. На период карантина студенты перешли на дистанционное обучение во исполнение предписаний Учебного комитета Русской Православной Церкви. О новой форме взаимодействия преподавателей и учащихся мы беседуем с епископом Скопинским и Шацким Феодоритом, ректором духовной школы.

– Ваше Преосвященство, в Рязанской православной духовной семинарии проведение занятий в дистанционном режиме происходит впервые или подобный опыт когда-то был?
– Да, впервые. Раньше такого не было.
– Насколько технически сложным оказался переход на онлайн-обучение? Наверняка потребовались какие-то специальные приложения, программы...
– Перейти на дистанционное обучение было несложно. В наш век интернета это не представляет больших трудностей. Я бы сказал, что было психологически тяжело перестроиться на такое преподавание. Обучение – это же не просто монолог преподавателя. Это прежде всего диалог со студентом. Пусть даже невербальный. Ты видишь, как студент реагирует: понимает он тему или нет, интересно ему или нет. Когда же идет преподавание, например, по скайпу, то ты не чувствуешь аудитории. Но через пару лекций уже привыкаешь. Могу судить со своей стороны – стороны преподавателя: дистанционное образование, несомненно, менее эффективно, чем очное. Надеюсь, все это скоро нас минует.
– Каким образом планируете принимать сессии, госэкзамены и дипломные работы в этом году? Позволит ли дистанционный формат качественно проверить знания семинаристов?
– Уже сейчас становится ясным, что сессия, госэкзамены и защиты выпускных квалификационных работ будут проходить дистанционно. Учебный комитет Русской Православной Церкви нас к этому морально и методически готовит. С дипломными работами больших проблем не вижу. Если есть хороший текст и свидетельство научного руководителя о том, как работал студент, то устная защита превращается в научную беседу по теме работы. Повторю: выпускная квалификационная работа оценивается не по красноречию студента на защите (хотя это, конечно, тоже учитывается), а по текстовому содержанию.
Сложнее дело обстоит с экзаменами. Здесь как раз оцениваются устные ответы семинаристов. Но, думаю, и здесь мы найдем выход для объективной оценки знаний наших воспитанников.
– Возросла ли нагрузка на учащихся?
– Мне сложно ответить на этот вопрос, так как сам я в бытность студентом не был на дистанционном образовании. Мне кажется, сложность онлайн-обучения у семинариста заключается в том, чтобы самому правильно организовать свой учебный процесс. Слово «семинария» в переводе с латыни означает «теплица». На практике так оно и есть. Студенту не приходится что-то организовывать. За него это делают другие. А вот дома уже нет звонков на подъем и уроки, нет дежурных помощников и индивидуальных наставников, которые тебе что-то напоминают, к чему-то подталкивают, от чего-то остерегают. Ты предоставлен сам себе. Главная задача семинариста заключается в том, чтобы время самоизоляции и дистанционного обучения не спутать со временем каникул. Каникул пока нет. Это время обучения на дому. Я убежден, что разумный студент должен в этом видеть большую выгоду. Настоящие знания человек получает не столько на лекциях, сколько при самостоятельной работе. Лекции только ориентируют студента в предмете. Но если человек захотел в чем-либо углубить свои знания, он начинает самостоятельную работу. И сейчас для этого самое благодатное время.
– Если образовательная часть жизни семинаристов не вызывает опасений, то как быть с необходимостью поддерживать духовную составляющую? Каким образом можно организовать воспитательную работу со студентами с учетом новых условий?
– Как я уже сказал, дома духовных нянек нет. Дома семинарист проходит духовный экзамен. Ведь не всегда же будет рядом проректор по воспитательной работе и его помощники. Но студент должен сам понимать: если он не чувствует потребности исполнять утреннее и вечернее правило, если он не посещает без уважительной причины храм, то надо честно себе задать вопрос: а есть ли у меня вообще призвание к церковному служению. В своей жизни я несколько раз наблюдал следующее. Студент духовной семинарии на каникулах не ходит по воскресным дням на богослужение. Отговорка такая: мне надо отдохнуть. Такое отношение к храму, конечно, является признаком того, что человек пошел по духовной стезе не совсем по призванию. Я очень надеюсь, что среди наших студентов таких нет.
– Если карантин будет продлен, состоится ли набор учащихся, и как он будет проходить в данном случае?
– Мы, конечно, надеемся, что карантин не продлится до осени. Но если это произойдет, мы будем действовать согласно предписанию Учебного комитета Русской Православной Церкви.

Вероника Шелякина