Епископ Феодорит совершил Божественную литургию и молебен перед началом учебного года в Спасо-Преображенском монастырском соборе Рязанского кремля

.

1 сентября в Спасо-Преображенском монастырском соборе Рязанского кремля Божественную литургию и молебен перед началом учебного года возглавил ректор Рязанской духовной семинарии епископ Феодорит.


Начало осени – время, которое уже неизменно ассоциируется со школьной порой: возвращается на круги своя жизнь в школах, университетах, центрах дополнительного образования. А для верующих людей – учителей, школьников и их родителей – столь же закономерным является участие в молебнах перед началом учебного года.
Богослужение собрало под сводами храма преподавателей и студентов Рязанской православной семинарии, в том числе воспитанниц регентского отделения, а также учащихся других городских образовательных учреждений. На молебне молодые рязанцы и их наставники молились о том, чтобы предстоящее им поприще учения принесло свои плоды. Ведь одних ждет непростое время познания, других – не менее сложное дело преподавания. Перед молебном на начало нового учебного года к прихожанам обратился ректор семинарии, епископ Феодорит:

Дорогие отцы, братия и сестры!
Рязанская духовная семинария вступает в новый учебный год.
По многолетней традиции все духовные учебные заведения начинают свой учебный год с усердной молитвы.
В этот воскресный день мы совершили божественную литургию, причастились Святых Таин, и вот сейчас собираемся в особом молебном чине испросить у Бога благополучный учебный год.
Во всех духовных школах 1 сентября считается именно первым учебным днем. Но лекций в это день нет. Почему же это день учебный? Потому что это день усердной молитвы, а молитва является неотъемлемой частью духовного образования.
Молитва должна сопровождать нас в течении всей жизни. Тем более в таком важном отрезке нашей жизни как студенческий период. Этот период, как правило, определяет всю оставшуюся жизнь. А потому считаю нелишним порассуждать сегодня о молитве.
Мы часто слышим это словосочетания: духовный опыт, духовная жизнь. Что это такое по своей сути? Кто-то скажет, что это просто жизнь в Церкви: участие в богослужениях, соблюдение постов, чтение религиозной литературы, паломничества и т.д. Но скажу уже давно не новую истину. Даже живя в Церкви и быв достаточно воцерковленным человеком, можно быть совершенно ДУХОВНО пустым и даже нерелигиозным. Почему? Потому что у человека не появилось опыта живого общения с Богом. Механическое проговаривание слов молитв, без души, оставляет человека пустым. Духовный опыт появляется только при правильном молитвенном делании.
Кто-то считает, что борьба со своими греховными привычками доставляет духовный опыт. Но это истина только отчасти. Со своими недостатками борются даже атеисты. И внешне - довольно успешно. Но разве неверующий человек может иметь истинный духовный опыт!? И мы, христиане, борясь со страстями, можем иметь успех в этом деле только при прилежной молитве.

У молитвы много ступеней. Но первая ступень молитвы это молитва со вниманием к словам. Вот почему я призываю чаще молиться своими словами. Слова должны быть просты и от сердца.
Конечно, истинную молитву должна сопровождать вера. И когда Бог на моливу отвечает человеку Своей благодатью, вера только умножается и укрепляется.
В молитве не должно быть никакой гордости. Нам неприятно общаться с гордым человеком. Неприятно общаться и Богу с гордецом. Молитва должна быть максимально смиренной.
И вот когда человек начнёт соблюдать это простые условия молитвы, ему начинает открываться Бог. Красота Божества такова, что человек может ее созерцать вечно. Человеку хочется больше и больше познавать своего Творца. И Бог даёт ему разум это делать. Вот почему величайшие богословы нашей Церкви — это люди прежде всего с большим духовным опытом, с опытом молитвы.
Духовная школа призвана дать не только сумму знаний о богословии. Духовная школа призвана дать возможность человеку сделать свою жизнь богословием. "Богослов это тот, кто молится" читаем мы в добротолюбии. И это воистину так.
Если вы, дорогие студенты, приоткроете таинственную завесу и увидете красоту Божества, то и не надо наставникам вас принуждать к изучению Священного Писания, учения нашей Церкви, истории, чинопоследованию богослужения и т.д. Вас самих будет не оторвать от книг. Именно этого любомудрия и любознательности я вам и желаю в начале этого учебного года.
Но о молитве можно говорить хоть целый день, но мы ничему не научимся, если не приступим к самой молитве. Аминь.

Сугубые молитвы в этот день возносились в соборе не только о тех, кому предстоит учить и учиться. На литии, совершенной после молебна, собравшиеся почтили память митрополита Симона – архипастыря, светлый образ которого бережно хранится в сердцах многих рязанцев. Его день памяти приходится как раз на 1 сентября. Среди трудов владыки важное место занимало возрождение духовного образования, и именно в годы его управления Рязанской епархией в городе было открыто духовное училище, ныне – семинария.
Трудно себе представить образовательный процесс как в широком смысле, так и в рамках какого-либо учреждения без традиций. Например, в Троице-Сергиевой лавре неизменно в начале учебного года семинаристы молятся у мощей преподобного Сергия Радонежского, вспоминая его житие и трудности в познании наук, преодоленные непрестанной и горячей молитвой. Поэтому будущие пастыри испрашивают помощи святого в столь же глубокой молитве и в учении. В Рязани существует похожая традиция: только наши семинаристы и все другие учащиеся стремятся помолиться у мощей покровителя города – святителя Василия Рязанского. В этом году духовенство и миряне после богослужения в Спасо-Преображенском монастыре вновь молились в Христорождественском соборе, где под спудом пребывают мощи рязанского первосвятителя.
Соборными молитвами было положено доброе начало очередного учебного года. И теперь главное, чтобы все просимое, рассуждение, терпение и мудрость, студенты, школьники и их преподаватели хранили бы и умножали в своих сердцах, несмотря на неизбежные сложности предстоящей учебной поры.