Божественная Литургия в Успенском Вышенском женском монастыре

.

15 июля, в Седмицу 4-ю по Пятидесятнице, епископ Феодорит совершил Божественную Литургию в Успенском Вышенском женском монастыре п.Выша Шацкого района.

Его Преосвященству сослужили:
и.о настоятеля Николо- Чернеевского мужского монастыря - архимандрит Феодосий (Иванов), клирик Тульской епархии, ректор Тульской духовной семинарии - игумен Евфимий (Моисеев), клирик Успенского монастыря п.Выша - игумен Пимен (Баханов), благочинный Шацкого округа - игумен Серафим (Сергеев), благочинный Путятинского округа - игумен Феодорит (Долгов), настоятель Троицкого храма с.Польное - Ялтуново - протоиерей Филипп Квасный, настоятель Архангельского храма с. Желанное - протоиерей Николай Иванов, настоятель Никольского храма с. Темешево - протоиерей Валерий Грибов, настоятель Казанского храма с. Лесное-Конобеево - протоиерей Георгий Коняев, настоятель Никольского храма г. Шацка - протоиерей Андрей Кондаков, клирик Никольского храма г.Ряжска - иеромонах Антоний (Лаус), настоятель Никольского храма с. Борки – иерей Сергий Скрипко, клирик Успенского женского монастыря - иерей Иоанн Крючков, клирик Христорождественского храма г.Ряжска – диакон Валентин Мишаков, клирик Сретенского кафедрального собора г. Скопина – диакон Александр Скворцов, насельник Свято-Духова мужского монастыря г. Скопина – иеродиакон Тихон (Дыда).
Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением Веры Квасной.
На сугубой ектении возглашались прошения о единстве Святого Православия и молитва о мире на Украине.
По прочтении Евангелия владыка обратился к прихожанам со словом проповеди.

"Не мечтайте о себе" (Рим. 12, 16)

Человек в своей многопопечительной жизни, как правило, находится своими мыслями или в прошлом, или в будущем.
Пожилые люди больше живут прошлым, а вот молодые люди, конечно, думают о будущем, строят планы, ставят цели. И в общем в этом нет ничего предосудительного. Человеку, идущему по пути своей жизни, свойственно оборачивается назад. Но, конечно, чаще всего человек смотрит вперед.

Желание видеть свое будущее в определённом раскладе и способность воображать это будущее порождает мечтания. Но вот здесь уже кроется определенная опасность. Опасность духовного порядка.

В сегодняшнем апостольском чтении мы слышали замечательные слова апостола Павла в Послании к Римлянам: "не мечтайте о себе" (Рим.12, 16). Это очень важное предупреждение для нас - часто погруженных в свои мечты.
Ближайшее значение слов апостола находится в том же стихе, где апостол говорит: не высокомудрствуйте. То есть: не мечтайте о себе высоко. Не надумывайте о себе того, чего в вас нет.

Конечно, главный объект мыслей обычного человека - это он сам. И даже если он мыслит о ком-то или о чем-то, то все равно через призму себя. В человеке заложено Богом стремление к совершенству, но падшая испорченная природа человека ищет более лёгкого пути к этому совершенству. И воображение о себе может подменить настоящее духовное развитие личности.

Чрезмерная мечтательность о себе иногда может убедить человека, что он хороший, хотя это может быть и не так. Особенно эта мечтательность опасна тем, кто начал вести борьбу против своих страстей.

Опасна мечтательность, конечно, для монашествующих, которые, увлекаюсь ей, впадают в страшный недуг духовной прелести. Опасна мечтательность и для мирян.

Все святые отцы единогласно предупреждают об опасности праздных мечтаний. Святитель Василий Великий говорит: «Праздной и беспечной душе свойствен этот недуг - в бодрственном состоянии тела видеть сны». Преподобный Ефрем Сирин предупреждает: "парение мыслей да не уязвляет душу твою".

Наш святитель Феофан Затворник очень много об этом писал. Он говорил, что мечтания подобны орга´ну, который заводят на определенную музыку. Так и враг приступает к человеку, заведёт определенную мечту и отходит, наблюдает. Мечта заканчивается, он опять подходит, заводит мечту, отходит и наблюдает со стороны. И так покуда не увидит греховные движения, которые он доводит до совершения греха.

Как же бороться с мечтательностью, праздномыслием и парением наших помыслов? Тем, что противоположно мечте - настоящим. Когда мы чем-то заняты, наши мысли спускаются на землю. Постоянный труд и отсутствия всякой праздности - вернейшее средство против пустых мечтаний.

Но кто-то спросит: неужели наш ум должен думать только о работе и о земном? Как же ум тогда будет освящаться благодатью? Конечно: ум должен освящаться, но никак не мечтаниями. Ум освяшается только молитвой. Умная молитва - это второе вернейшее средство для борьбы с парением ума и пустыми мечтаниями.

Третье вернейшее средство против пустых мечтаний - это смиренномудрие. Смиренный если что и представит, так это будущий вечный огонь за грехи. Это сразу подвигает его к покаянной молитве и к большим трудам во спасение своей души.

Высочайшим примером смиренномудрия после Господа для нас является Пресвятая Дева, Которую мы сегодня чествуем. Матерь Божия всегда была в трудах, молитве и смирении. И в этом Она сильна помочь и нам, помочь исполнить апостолькую заповедь не мечтать о себе высоко. Аминь.

Преосвященный владыка поздравил игумению Веру (Ровчан) с 60- летним юбилеем и преподнес ей букет цветов и памятный подарок - икону Пресвятой Богородицы.