Слово архимандрита Феодорита (Тихонова) при наречении во епископа Скопинского и Шацкого

.

18 августа 2017 года в Константино-Еленинском монастыре Санкт-Петербургской епархии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Феодорита (Тихонова), клирика Скопинской епархии, во епископа Скопинского и Шацкого. При наречении архимандрит Феодорит обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом.

Ваше Святейшество, милостивы

й Владыка и отец! Богомудрые архипастыри! Волей Божией, избранием Святейшего Патриарха и Священного Синода определено мне взойти на высшую степень священства ― епископство. Господь говорит: «Не вы меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15:16). Но какой духовный плод я, немощной, могу принести Христу? Ведь «плод духа», как говорит апостол Павел, это «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23). Апостол, несомненно, говорит это из собственного опыта, а потому епископ как продолжатель апостольского дела должен иметь в своем сердце тот же апостольский дух и добродетели. Но я могу исповедовать перед вами лишь немощи своей души. И хотя апостол и произносит утешительные слова, говоря, что «сила Божия совершается в немощи» (2 Кор. 12:9-10), однако продолжаю страшиться предстоящего служения. Преподобный Исидор Пелусиот говорит, что «на епископа возложены все нужды подчиненных»1, и «не для себя, но для подчиненных живет он, и его жизнь испытуется тысячами глаз и языков»2. «Страшно служение наше!» ― восклицает святитель Филарет Московский, обращаясь к одному из новопоставленных епископов. «Однако страх дан от Бога не для того, чтобы мы отчаивались или унывали, но для того, чтобы страхом спасали себя и других. Призовем страх Божий в помощь нашему служению, но призовем также, и наипаче призовем, любовь», ― продолжает святитель3. Несомненно, именно любовь к Богу и к ближним является краеугольным камнем служения епископа.

В своем пройденном жизненном пути я вижу лишь милость Божию ко мне. Господь рано привел меня в храм Божий, несмотря на то, что и семья, и окружающее меня общество, были равнодушны к вере. Мне посчастливилось общаться с замечательной подвижницей благочестия рязанской земли ― схимонахиней Феодосией (Косоротихиной), которая своей жизнью показывала пример самозабвенного служения Богу и людям. Обучение и преподавание в Московских духовных школах, а также общение с мудрыми профессорами академии самым благотворным образом повлияло на мое духовное и интеллектуальное становление. Хочу выразить благодарность ректору Московской духовной академии архиепископу Верейскому Евгению, у которого мне выпала честь продолжительное время быть личным секретарем. Владыка Евгений стал для меня примером ответственности и самоотдачи в порученных делах. Хочу также поблагодарить епископа Богородского Матфея, который доверял мне ответственные послушания в Скопинской епархии, благодаря чему я приобрел определенный опыт пастырского служения.

Но особую благодарность выражаю Вам, Ваше Святейшество, за Ваше доверие. Те слова, которые Вы мне сказали при нашей личной встрече, глубоко запали мне в душу. Действительно, в наше время Церковь должна быть особенно духовно крепка перед теми вызовами, которые нам бросают порой враждебные силы не только по отношению к Церкви, но и к нашему Отечеству в целом. Работа с подрастающим поколением является одной из основных задач нашей Церкви, ибо это будущее не только нашей Церкви, но и будущее нашей страны. Личный пример Вашего жертвенного первосвятительского служения является лучшим ориентиром для всего епископата нашей Церкви.

В канун своей архиерейской хиротонии, прошу Вас, Ваше Святейшество, и вас, богомудрые архипастыри, помолиться обо мне, дабы Дух Святой, нисходящий на грешную мою главу, в предстоящем служении «наставил меня на всякую истину» (Ин. 16:13). В своей же молитве пред престолом Божиим буду просить прощения всех моих грехов, пастырской мудрости в предстоящих делах, и особенно умножения отеческой любви к своей пастве, чтобы на Страшнем Суде со дерзновением и чистой совестью сказать Нелицеприятному Судии: «Вот я и дети, которых Ты, Господи, дал мне» (Ис. 8:18).

1 Преподобный Исидор Пелусиот. Толкование на первое послание апостола Павла, гл. 3.

2 Преподобный Исидор Пелусиот. Письма. Книга 3. Диакону Палладию.

3 Святитель Филарет (Дроздов). Избранные труды, письма, воспоминания. ― М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. С. 441.

Патриархия.ru