Слово поучения в день Успения Богородицы

.

По окончании Божественной литургии в Успенском храме г. Ряжска епископ Феодорит обратился ко всем присутствующим со словом поучения в проповеди:


«Плод искупительной жертвы Христа наиболее выразился в Успении Пресвятой Богородицы. Переход Пресвятой Богородицы от этой жизни к жизни вечной наиболее ярко показывает, что, благодаря смерти и воскресению Христа, смерть уже не властвует над верующими во Христа, что больше нет смерти, есть только жизнь.

 

После того как Господь вознесся на небо, Пресвятая Богородица жила на этой земле еще 15-20 лет. Жила Она тихо. Как при земной жизни Своего Сына, когда она наблюдала евангельские события из толпы и слагала все в сердце своем, так и после Вознесения, мы не видим Ее активно действующей в первенствующей Церкви. Матерь Божия жила также в чистоте и в молитве. Предание говорит, что Пресвятая Дева также понесла апостольские труды, ибо и на Неё сошел Дух Святой в день Пятидесятницы. Об этом говорит апостол Лука в книге Деяний апостольских. Она проповедовала в Иверии и на Святой горе Афон. Но последние годы Она жила на своей родине – в Иудее. И любимым местом Ее молитвы был Гефсиманский сад. И не только потому, что Её Божественный Сын любил это красивое, уединенное место для молитвы. Возможно и потому, что здесь проходили последние часы на свободе Её Сыны, здесь у Него было, так называемое «гефсиманское борение», отсюда начались Его страдания и одиночество, которое не смогли сгладить даже ближайшие его ученики... И вот, во время одной из таких молитв, является Ей вновь архангел Гавриил. Тот самый небесный вестник, который некогда возвестил Ей рождение Ее Сына и нашего Бога. Теперь он сообщил о Ее скорой кончине, что через три дня Она предстанет перед лицом Божиим и, в знак уверения, принес Ей райскую ветвь.

 

Так и случилось. В присутствии собравшихся апостолов Матерь Божия безболезненно отошла ко Господу. Вдруг все услышали шум, и как бы не стало крыши, Господь явился во славе, в сопровождении ангелов, пророков и всех святых праведников принять душу своей возлюбленной Матери. Пресвятая Богородица была погребена в пещере, но на третий день, когда запоздавший на ее погребение апостол Фома захотел поклониться Ее телу, апостолы не обрели тело Богородицы, и Церковь верит, что Христос Матерь Божию забрал вместе с телом.

 

Почему мы празднуем Успение? Ведь Успение – это синоним смерти. А можно ли праздновать смерть? Вообще вопрос о жизни и смерти – это тот вопрос, который рано или поздно занимает мысли всех людей. Сейчас мы, ныне живущие, наслаждаемся этим Божиим миром, но всем предстоит свое успение. И от этой мысли мы не должны отчаиваться. Ведь все, кто обрел в своем сердце Христа, бессмертны. Нет смерти! Господь упразднил смерть, ибо жизнь – это не столько жизнь нашего тела, жизнь – это, прежде всего, жизнь души, которая животворится Духом Святым. И когда святая душа после освобождения от тела вселяется в Небесное Царство, это поистине новое рождение. И именно это новое рождение Пресвятой Девы мы сегодня празднуем.


Итак, в этот великий день Успения Пресвятой Богородицы, когда Пресвятая Дева стала ближе к Своему Сыну душой и телом, когда стала Она Царицей неба и земли, получив великое дерзновение ходатайствовать о каждом из нас, давайте усердно помолимся Ей, чтобы и нам здесь на земле наполняться жизнью через исполнение святых Христовых заповедей, чтобы и нам в свое время в своё «успение» родиться для жизни новой, блаженной, радостной и вечной. Аминь»

пресс-службы Скопинской епархии